Достопримечательности Самарканда

Актуальность: 14.05.2024

Узбекистан: самое интересное

1. Площадь Регистан

Площадь Регистан

Площадь Регистан – центральная торговая площадь Самарканда, известная всему мира архитектурным ансамблем уникальной исламской архитектуры XV-XVII веков. Основой ансамбль формируется тремя медресе, построенными в различные эпохи и отличающимися украшениями декора, а также своими неповторимыми орнаментами и узорами как в интерьере, так и в экстерьере:

  • медресе Улугбека (1417—1420 года постройки). Старейшее медресе на площади Регистан, начавшее свою работу в 1420 году. Было самым престижным исламским образовательным учреждением Средней Азии и Востока на протяжении нескольких веков. В разное время медресе Улугбека закончили ученый Абдурахман Джами, поэт Алишер Навои, суфийский богослов Ходжа Ахрар.
  • медресе Шердор (1619—1636 года постройки). Было построено по приказу наместника бухарского хана в Самарканде в 1619—1636 годах. Более трех веков было хорошо известным на Востоке образовательным учреждением. В его стенах учился философ и историк Шигабутдина Марджани.
  • медресе Тилля-Кари (1646—1660 года постройки). Самое позднее строение в ансамбле площади Регистан, выполненное по приказу наместника бухарского хана в Самарканде в 1646—1660 годах. Декор медресе отличается большим количеством позолоты и использованием техники настенной росписи «кундаль».

Поскольку Самарканд долгое время был важным торговым пунктом Великого шелкового пути, то к ансамблю Регистана часто относят торговый купол Чорсу – здания вплоть до начала XX века использовавшегося купцами, торгующими одеждой, головными уборами, книгами, лекарствами и другими не продовольственными товарами.

Ансамбль из трех медресе является уникальным примером оформления главной торговой площади среднеазиатского города. В 2001 году с рядом других исторических зданий Самарканда включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

2. Мечеть Биби-Ханым

Мечеть Биби-Ханым Самарканд

Биби Ханым (или мечеть Тамерлана) – самая большая мечеть Узбекистана и один из памятников архитектуры времен Тамерлана. К сожалению, сказать, что это полностью дошедшее до нас историческое здание нельзя – в XX веке оно медленно по крупицам восстанавливается из руин, но с очень бережным отношением к ее первоначальному виду и сохранившемуся историческому наследию. Уцелевшие здание и их куски искусно вписываются в «новострой», который сложно заметить невооруженным взглядом архитектора. Из всей грандиозной соборной мечети Тамерлана к XX веку уцелели:

  • Портал «Млечный Путь» (частично)
  • Здания основной мечети
  • Два здания малых мечетей
  • Минарет

Мечеть Биби Ханым была воздвигнута в 1399-1404 годах по приказу Тамералана после удачного завершения военного похода в Индию. Она задумывалась как соборная (пятничная) мечеть Самарканда и по завершению строительства вмещала немыслимые по тем временем 10000 человек. На строительстве были задействованы лучшие мастера со всех концов империи Тимура – Индия, Иран, Хорезм, Золотая Орда. На одних только горных рудниках на добыче и обработке мрамора было задействовано более 500 человек, а для облегчения и ускорения доставки стройматериалов из Индии были доставлены 95 слонов.

Особое внимание при строительстве было уделено росписям, изразцам и отделке мрамора. Это действительно очень сложный декор даже для современных строителей, который делает Биби Ханым действительно выдающимся памятником архитектуры мирового значения.

3. Гур-Эмир (Усыпальница Тимуридов)

Гур-Эмир (Усыпальница Тимуридов) Самарканд

 

Гур-Эмир – мавзолей Тамерлана и одна из главных достопримечательностей всего современного Узбекистана, являющаяся выдающимся образцом среднеазиатского зодчества XV века. В его стенах находится не только гробница легендарного Тимура, но и его наставника Мир Сайид Барака и некоторых членов семьи и потомков великого полководца.

Строительство Гур-Эмир началось в 1404 году, когда годом ранее в одном из походов на Османскую империю умер внук и главный престолонаследник империи Тимурудов – Мухаммад Султан. Тамерлан лично распорядился возвести грандиозный мавзолей и выделил на эту стройку личные средства. Над ее интерьерами и экстерьерами трудились лучшие зодчие со всех концов огромной империи – из Индии, Персии, Армении, — которые массово свозились в Самарканд после успешных военных походов и новых покоренный территорий. Но увидеть получившееся великолепие Тамерлану было не суждено – в 1405 году во время похода в Китай он подхватывает пневмонию и скоропостижно умирает. Его забальзамированное тело в гробу из черного дерево доставляют в Самарканд и хоронят веще недостроенной усыпальнице Гур-Эмир, несмотря на завещание самого полководца предать его земле в родном населенном пункте Кеше. Достраивалось здание уже при внуке — Улугбеке, — который придал монументальному сооружению современный вид и окончательно превратил его в семейный мавзолей.

Внешний вид Гур-Эмир поражает любого своим великолепием. Во-первых, ярко-голубой купол усыпальницы виден издалека и имеет 64 грани, украшенные белыми вкраплениями. Выбор числа граней неслучайно – ровно столько прожил на Земле пророк Мохаммед. Во-вторых, при ближайшем рассмотрение никого не оставляет равнодушным орнамент и мозаика на стенах усыпальницы. Сложные орнаменты и архитектурные формы, переходящие сталактитами из одной формы в другую, ювелирная работа мастеров кирпичной кладки (именно эта кладка и отвечает за орнамент) и глазурь лишь усиливают величественность места и его торжественность в глазах жителей и гостей Самарканда. Интерьер Гур-Эмир соответствует его богатому экстерьеру. Чего только стоит роспись купола, имитирующая звездное небо и ажурные решетки на окнах – тончайшая работа средневековых кузнецов и зодчих. По одной из легенд нефритовая плита, отмечающая место упокоения Тамерлана, некогда служила троном Кабех-хану, прямому потомку Чингисхану.

В первые годы после смерти Тимура в Гур-Эмире хранилось множество видов оружия и доспехов эпохи, которые через некоторое время куда-то делись. До XX века от величественной усыпальницы сохранилось не так много – портал главного входа, один из четырех минаретов и фундамент медресе и хануки. И это несмотря на то, что многие политические деятели разных эпох выделяли немалые деньги на поддержание Гур-Эмир в надлежащем состоянии. Например, начиная с XVII века Великие Моголы Индии ежегодно отправляли солидные суммы на ремонт комплекса зданий в память о своем великом предке. Но настоящее спасение «жемчужины» архитектуры Средней Азии началось уже в XX веке. В 1916 года проведены работы по укреплению сводов склепов, в 1950-е годы восстановлено великолепие купола и вся глазурь фасада, а к 2500-летию Самарканда проведена масштабная реконструкция комплекса (1967 год). Уже в годы независимости Узбекистана в 1996 году по старым фотографиям и чертежам были восстановлены два минарета.

Сегодня Гур-Эмир – самая посещаемая достопримечательность Самарканда и его «визитная карточка», известная во всем мире.

4. Медресе Улугбека

Медресе Улугбека

Третий правители империи Тимуридов и внук легендарного Тамерлана – Улугбек – был не только выдающимся правителем, но и покровителем науки и искусства. Он сам был выдающимся математиком своего времени, увлекался астрономией и поэзий. Поэтому вполне закономерно, что желание построить крупнейшее на Востоке медресе принадлежало именно Улугбеку.

Медресе – исламское духовно-просветительское и образовательное учреждение – было заложено в начале XV веке. Точной даты не сохранилось, но известно, что первые ученики начали свое обучение в его стенах в 1420 году. В исламском учебном заведении читались лекции по математике, логике, естественным наукам, богословию, изучалось строение человеческого тела и медицина. Среди его лекторов был и сам Улугбек. Очень скоро медресе Улугбека стала престижным университетом Востока XV века. Его слушателями в разное время были:

  • ученый Абдурахман Джами;
  • поэт Алишер Навои;
  • суфийский богослов Ходжа Ахрар.

В 1533 году Самарканд теряет столичный статус – хан Убайдулла переносит ее в Бухару. Несмотря на это медресе Улугбека продолжается сохранять свой престижный статус и считаться лучшим учебным заведением Средней Азии. Но с XVIII века начинается закат исламского университета. Вначале в результате междоусобиц фасад здания был сильно поврежден, а позже по приказу бухарского правителя был разобран второй этаж – из-за опасения, что мятежники могут обстреливать войска с удобной высокой точки города. Окончательно «добило» медресе Улугбека сильное землетрясение в начале XIX века и в 1897 году, превратив некогда величественных комплекс зданий в руины. Восстановление исторического здания началось в 20-е годы XX столетия и заняло более 70 лет!

В архитектурном плане медресе Улугбека является классическим образцом духовного учебного заведения Средней Азии и Ближнего Востока. Оно было построено по всем мусульманским канонам и облицовано глазурованными кирпичами, резной кашинной мозаикой, майоликой и резным мрамором. Сочетание голубых, белых, синих, насыщенно черных и терракотовых цветов создают неповторимый геометрический узор.

5. Обсерватория Улугбека

Обсерватория Улугбека

Обсерватория Улугбека – одна из самых известных и значимых обсерваторий средневековья не только в Азии, но и в истории человечества. Астрономические таблицы, созданные в его стенах, отличались долгое время непревзойденной точностью и издавались не только на Востоке, но и в Западной Европе (1660 год). Гурганский зидж (или зидж Улугбека) – каталог звездного небо, составленный в 1437 году и описывающий 1018 звезд, объединенных в 38 созвездий. Это была грандиозная работа: в ней был самый точный на то время расчет длины звездного года (погрешность составила 58 секунд) и абсолютно точно рассчитанный наклон оси Земли.

Обсерватория Улугбека была основана в 1424 году и введена в эксплуатацию через 4 года. Идея ее строительства принадлежала внуку Тамерлана и третьему правителю державы Тимуридов, а по совместительству выдающемуся математику, астроному, просветителю и поэту эпохи. Возведение обсерватории – дело не сколько архитекторов, сколько ученых. Необходимо выверить точно размеры под будущие приборы и определить их расположение в здание. Руководил строительством учитель Улугбека – Казы-заде Руми. А установка и настройка астрономических приборов проводилась блестящим персидским математиком и астрономом — Джемшид ал-Каши, — который и стал первым руководителем Самаркандской обсерватории.

Обсерватория Улугбека Самарканд

Обсерватория была любимым «детищем» Улугбека. Все свое свободное время он проводил в ней и помогал видным ученым проводить исследования. Она дала выдающиеся для человечества результаты, но просуществовала недолго. После смерти Улугбека она функционировала еще 20 лет, после чего ученые стали перебираться в более процветающий Герат по протекцию Алишера Навои – выдающегося покровителя науки и искусства. До конца XVI обсерватория простояла пустующей после чего была разобрана жителями Самарканда на кирпичи.

Остатки обсерватории были найдены и исследованы археологом В. Л. Вяткиным в 1908 году. Сразу стало понятно, какую сложную инженерную задачу решили средневековые зодчие. Кирпич был непрочным материалов, не позволяющим построить высокое здание, где смог быть уместиться огромный секстант (инструмент для астрономических наблюдений). В итоге половина здание располагалась под землей, что позволило комфортно разместить сложный прибор и обеспечить устойчивость здания.

Рядом с восстановленной обсерваторий в 1964 году открылся музей Улугбека, где можно познакомиться с оригинальными артефактами прошлой обсерватории, узнать ее историю и изучить многочисленные фотографии с раскопок.

6. Афрасиаб

Городище Афрасиаб Самарканд

Городище Афрасиаб – это руины древнего Самарканда, существовавшего с VIII века до н.э. и до XIII века н.э. Расположены в северной части современного Самарканда и представляют собой лишь холмы, на которым расположен археологический парк, на территории которого и по сей день находят ценные исторические артефакты и находки доисламского исторического периода города. Ознакомиться с самыми значительными и хорошо сохранившимися из них можно в музее Афрасиаб, основанном в 1970 году и рассказывающем полную историю Самарканда.

Археологически исследования Афрасиаба начались в 1870-е годы. Благодаря им было установлено, что древний Самарканд был одним из крупнейших торговых и культурных центров Средней Азии. Найденный артефакты – орнаментная посуда, изделия из стекла, женские украшения, монеты со всей древней Ойкумены, высокохудожественная роспись по глине яркими красками – свидетельствовали о большой значимости города, в котором жили искусные ремесленники и очень богатые горожане. Во времена персидских царе династии Ахеменидов Афрасиаб был обнесен мощной крепостной стеной со сложной системой коридоров и сторожевых башен.

На IX-X века приходится расцвет древнего Самарканда – он становится первой столицей Саманидов. Город разрастается до 220 га площади, обзаводится водопроводом, огромным базаром, караван-сараями, мечетью, общественными банями и, конечно, величественным царским дворцов. В начале XIII века город был завоеван Чингисханом и полностью разрушен. Новый Самарканд появится пусть и рядом, но уже не на месте городища Афрасиаб.

7. Мемориальный комплекс Шахи-Зинда

Мемориальный комплекс Шахи-Зинда

Шахи-Зинда – комплекс мавзолеев Караханидской и Тимуридской знати, формирующей архитектурный ансамбль, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (2001 год). Здесь расположены величественные мавзолеи с останками родственников Тамерлана, видных мыслителей и мудрецов империи Тимуридов. До наших дней сохранился комплекс из одиннадцати мавзолеев, пристраивающихся последовательно друг в другу на протяжении XIV-XV веков.

Формирование Шахи-Зинда началось задолго до легендарного Тимура – в XI—XII веках представителями тюркской династии Караханидов. От тех построек сохранились лишь фундаменты и надгробия. Дальше пристройка мавзолеев продолжилась уже в XIV-XV веках – это все сохранилось до наших дней и относится к эпохе Тимуридов. Даже перестройки и реставрации XVI-XIX веков нисколько не нарушили ансамбль комплекса, сохранив его величественность и неповторимость каждого отдельного мавзолея.

Среди самых примечательных и известных мавзолеев Шахи-Зинда стоит выделить:

  • Мавзолей Куссама ибн Абасса — один из самых сложных, многослойных и запутанных в Шахи-Зинда. Много раз перестраивался и сохраняет множество не раскрытых исторических загадок.
  • Комплекс Туман-ака – предполагаемое место захоронения жены Тамерлана.
  • Мавзолей Эмира Бурундука — одна из наиболее скромных по изразцовому декору усыпальниц ансамбля Шахи-Зинда, в котором покоится тело ближайшего сподвижника Тамерлана Эмира Бурундука.
  • Мавзолей Казы-заде Руми – самая высокая усыпальница комплекса, в котором свой последний покой нашел видный ученый, астроном и математик Казы-заде Руми, наставник внука Тамерлана – Улумбека.
  • Мавзолей Шади-Мульк-Ака – первая постройка эпохи Тимуридов в Шахи-Заде. Место упокоения матери Тамерлана – Туркан-ака – и ее дочери (племянницы Тамерлана) – Шади-Мульк-Ака.

8. Церковь Святого Иоанна Крестителя

церковь Святого Иоанна Крестителя

В XIX веке большая часть современного Узбекистана (вместе с Самаркандом) входит в состав Российском империи. К концу столетия вместе с многочисленными гарнизонами русских войск в городе появляются и европейцы – военные и гражданские чиновники на службе российского императора, а также всякого рода коммерсанты и предприниматели. Среди них было немалое количество поляков. В 1905 году они обращаются к местному генерал-губернатору с просьбой разрешить строительство католического костёла, но получают отказ.

Вторая шанс у католической общины Самарканда появился в 1915 году. Первая мировая война наводняет город большим количеством пленных из Австрии, Германии и Венгрии. Повторное обращение за разрешением дало результат, и в 1916 году по проекту архитектора Е. Нелли возводится величественных костёл.

Церковь Святого Иоанна Крестителя имеет смешанный архитектурный стиль. Выполненная в романском стиле, она имеет множество элементов классицизма, барокко и даже готики. Высокая колокольня украшена изящными башенками и остроконечной крышей. Издалека здание напоминает средневековый небольшой замок из светлого камня, высокой стеной и множеством бойниц на крыше и башенках. Интерьер костёла скромный – просторное пространство с внушительным алтарём, за которым во всю стену располагается распятие. По бокам расположены скульптуры Иисуса Христа и Девы Марии.

С 1917 года церковь Святого Иоанна Крестителя была закрыта. В советское время со здания были убраны все религиозные символы, а в его помещениях располагался спортивный зал. В 1995 году уже в независимом Узбекистане был официально зарегистрирован католический приход, которому в 1997 году передали здание храма. В 1999 году церковь Святого Иоанна Крестителя была вновь освящена.

9. Церковь Пресвятой Богородицы

Церковь Пресвятой Богородицы

Самарканд исторически всегда был многонациональным городом, где исторически уживались не только различные среднеазиатские народы, исповедующие ислам, но и большая христианская диаспора. На сегодняшний день в городе среди национального меньшинства преобладают представители татар, азербайджанцев, персов (иранцев), русских, а также небольшие диаспоры армян, поляков и немцев.

Первые постоянные армянские поселенцы появились в Самарканде в XV веке, когда Тамерлан из покоренной им Армении привозит талантливых ремесленников и ювелиров. Но их количество было невелико, и резкий рост армянского населения происходит уже в XIX веке после присоединений города к Российской империи. В 1897 году армянская диаспора подает ходатайства к военному генерал-губернатору об открытии молитвенного дома, а в 1903 году был выделен участок земли под строительство армянской апостольской церкви, которая распахнули свои двери к концу года. Она была освящена в честь Богородицы.

В 1905 году при церкви Пресвятой Богородицы открывается школа. До Революции 1917 года и прихода в Петрограде большевиков храм обзавелся собственной колокольней и великолепным алтарем.

При Советской власти церковь Пресвятой Богородицы продолжала функционировать вплоть до 1939 года, когда по решению властей она была закрыта в связи с арестом главы религиозной армянской общины. Здание эксплуатировалось в хозяйственных и административных нуждах города.

С обретением Узбекистаном независимости в 1991 году в Самарканде проживало более 10 000 армян. Вопрос возрождения Армянской апостольской церкви возник практически сразу же после формирования органов власти новой среднеазиатской республики. В августе 1995 года церковь Пресвятой Богородицы снова открыла свои двери для верующих армян. Ее восстановление занимались специалисты из разных стран:

  • Три хрустальные люстры были изготовлены в Армении;
  • Колокола были отлиты в Воронеже;
  • Крест из бронзы изготовили кузнецы-узбеки Самарканда.

10. Собор Святителя Алексия

Собор Святителя Алексия (Самарканд)

С момента включения Самарканда в состав Российской империи в XIX веке второй по распространённости религией города становится православие. Это было связано с ростом числа расквартированных в городе воинских частей, а также чиновников, коммерсантов и предпринимателей из Центральной России.

В 1909 году на территории гарнизона Пятого Туркестанского полка закладывается строительство типового гарнизонного храма, освященного впоследствии в честь святителя Алексия Московского. Все православные церкви в российском Туркестане строились по проекту, разработанному в 1902 году архитектором Ф. Вержбицким, но Собор Святителя Алексея все же уникален. Типовой проект был переработан военным инженером Федром Смирновым, который, к слову, приложил свою руку и к строительству Храма Святого Александра Невского в Ташкенте.

В 1912 году Собор Святителя Алексия был торжественно освящен. Храм имел просторный зал 24 на 16 метров с глубоким алтарём. Помещение отличается хорошей акустикой, а в его просторных хорах может разместиться до 60 певчих одновременно. Экстерьер здание был выполнен в несколько упрощенном русском стиле – храм напоминает терем из богатого провинциального города Центральной России – без лишних декоративных элементов.

С приходом советской власти Собор Святителя Алексея был закрыт и перепрофилирован. Вначале тут размещалась танцплощадка, позже столовая, а под закат СССР – склад. Многие ценные иконы были уничтожены, часть внутренних элементов декора бесследно исчезла. 13 ноября 1996 года собор был вновь освящён Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В стенах Собора Святителя Алексея хранятся почитаемые православные реликвии, количеством которых может «похвастаться» не каждый приход Ташкентской и Узбекистанской епархии Русской православной церкви:

  • часть облачения преподобного Серафима Саровского;
  • частичка плаща Георгия Победоносца;
  • частица святых мощей святителя Никиты — епископа Новгородского.