Достопримечательности Бухары

Актуальность: 14.05.2024

Узбекистан: самое интересное

1. Мечеть Калян

Мечеть Калян

Мечеть Калян – главная пятничная (джума) мечеть Бухары и вторая (после Биби-ханым в Самарканде) по размеру джума-мечеть Узбекистана, вмещающая до 12 000 верующих одновременно.  Входит в состав ансамбля Пои-Калян, включенный в объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Здание, дошедшее до наших дней, было возведено в XV веке при правлении внука легендарного Тамерлана Мирзо Улугбека (1409-1449) году, а окончательно внешний вид обрело в 1514 году, когда была предпринята грандиозная реставрация мечети, включающая декорирование фасада майоликой и изразцами. Но это была уже третья мечеть на этом месте. Первая была возведена в период с 1102 по 1130 в период правления Арслан-хана. Она была самым крупным религиозным объектом на территории всей Средней Азии и, согласно археологическим раскопкам, имела такой же размер, что и нынешняя джума. Вторая мечеть была возведена из кирпича в первой четверти XIV века. О причине ее исчезновения достоверных данных нет.

Бухара Узбекистан

В архитектурном плане мечеть Калян представляет собой действительно уникальный образец средневекового исламского зодчества. Уже в XV веке здание было рассчитано на 12 000 человек, что требовало хорошей проработки акустики – имама должно быть слышно в каждом уголке этого грандиозного сооружения. В итоге была сделана колоннада по периметру прямоугольного здания с небольшими куполами. Их количество составляет 288 штук, но именно благодаря им обеспечивается великолепная акустика помещения.

Посещение мечети туристами допускается вне времени проведения молитв и других религиозных обрядов.

2. Крепость Арк

Крепость Арк

Крепость Арк – самый древней исторический памятник Бухары. Располагается на искусственном холме, образованном многовековым наслоением разрушенных сооружений, первое из которых датируется IV веком до нашей эры. Современные постройки в стенах крепости датируются самое ранее XVI веком.

Возникновение крепости Арк овеяно множеством легенд и мифов. Ученые полагают, что крепость возникла из зажиточной усадьбы правителей Бухары, многократно перестраивающейся, расширяющейся и постепенно превратившейся в неприступную крепость. Уже к VI веку нашей эры она описывается как сильно возвышающееся над местностью и окружающими строениями фортификационное сооружение, поражающее своими размерами и считающееся неприступным для неприятеля. Тем не менее в 1220 году после длительной осады крепость Арк была взята и разрушена войсками Чингисхана.

Полноценное восстановление крепости Арк началось в XVI веке во времена правления династии Шейбанидов. Она была значительно реконструирована, хотя реставраторы по большей части смогли воссоздать ее первоначальный вид.  Так были возведены величественные западные (Регистан) и восточные ворота (Гуриан). Вторые были разрушены вскоре после возведения, а первые дошли до наших дней и являются одной из визитных карточек Бухары.  Внутренние постройки относятся к эпохам правления двух знатных родов — Аштарханидов и Мангытов. В это время Арк превратился в полноценный дворец бухарских эмиров, которым он и оставался до прихода большевиков. В1920 году войска под руководством Фрунзе штурмовали неприступную цитадель с использованием авиации и артиллерии. Своей цели атакующие достигли – эмир Бухары был низложен, —  но сама крепость получила колоссальные разрушения, которые ликвидируют и по сей день. До наших дней в первозданном виде сохранился тронный зал, храм, двор приветствий, конюшня и двор премьер-министра.

Крепость Арк славится не только своим монументальным видом и историей, в которую вовлечено множестве великих писателей, правителей, мыслителей и ученых. Если верить запискам Авиценны, в крепости располагалась крупнейшая и богатейшая библиотека средневекового мира, в которой была собрана коллекция редких книг (библиотека не сохранилась до наших дней). В разное время тут трудился не только сам Авиценна, но и Омар Хайям, Фирдоуси и многие другие знаменитые люди своей эпохи. В настоящее время в Арке располагается Бухарский государственный архитектурно-художественный музей-заповедник.

3. Медресе Улугбека

Медресе Улугбека

Медресе Улугбека – самое древнее медресе (высшее образовательное учреждение в средневековой Средней Азии), сохранившееся до наших дней в Узбекистане и одно из трех, дошедших до нас со времен правления внука Тамерлана — Мирзо Улугбека (1409-1449), основателя империи Тимуридов.

Медресе Улугбека было воздвигнуто в 1417 году и предназначалось для подготовки образованных государственных кадров, воспитании юношей из аристократических семей и подготовки богословов. При значительном преобладании теологии, при Улугбеке в медресе уделялось немалое внимание и изучению математики, астрономии и философии. Практически до начала XX века оно использовалось по своему первоначальному назначению и вносило огромный вклад в просвещение населения города и окрестных населенных пунктов.

Несмотря на то, что медресе в Бухаре значительно уступает в размерах аналогичному зданию в Самарканде, построенному в 1420 году, именно оно стало идеальном образцом среднеазиатского зодчества, которое бралось за основу при возведении медресе даже в значительно более поздние времена. Здание поражает своей исключительной выдержанностью форм, пропорции и соответствии конструктивной части с декорацией и оформлением фасада и внутренних помещений. А главное украшение медресе Улугбека – высокий портал, декорированный мозаичными узорами из эмали и цветных плиток.

В 1993, как часть «исторического центра города Бухара», оно было включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время является музеем истории реставрации памятников древней Бухары.

4. Боло-Хауз

Боло-Хауз Бухара

Будучи одним из древнейших и богатейших городов Средней Азии, Бухара на протяжении многих столетий являлась крупнейшим духовным центром ислама в регионе. В городе в разные эпохи проживали видные теологи и богословы, укреплявшие славу Бухары, как центра мусульманской культуры и важнейшего духовного центра региона. Большинство среднеазиатских паломников, как в Мекку, стремились хоть раз в своей жизни попасть в город и посетить намаз в одной из величественных мечетей Бухары, славящейся неповторимой атмосферой и архитектурой.

Как и все среднеазиатские города, расположенные на Великом Шелковом пути, Бухара имела ярко выраженную центральную площадь (Регистан), на которой размещались важные административные здания – дворец правителя, главная мечеть города, торговые площади, канцелярия и городская больница. До наших дней весь архитектурный ансамбль Регистана не сохранился, за исключение Боло-Хауза – мечети с хаузом, типичным для Бухары и представляющем собой искусственный водоем для хранения жизненно важной для столь засушливого региона воды. С помощью кожаных сосудов горожане могли набирать живительную влагу и относить ее себе домой. Чистоте воды уделялось особое внимание – водоем регулярно чистили, но к XX веку стало понятно, что этого совершенно недостаточно, чтоб считать воду пригодной для питья. Лишь проведение в Бухаре водопровода при советской власти окончательно превратил хауз в элегантный элемент архитектуры. 

Строительство Боло-Хауза началось в 1712 года и продолжалось вплоть до 1917 года. Первой была возведена зимняя мечеть (1712), которая практически сразу превратилась в главную пятничную мечеть Бузары – в ней молился сам бухарский эмир. Последней постройкой является минарет, возведенный на закате Российской империи, в 1917 году.

Очень интересна архитектура айвана – летней части мечети, представляющей собой просторную террасу, защищенной от палящего солнца и дождя. Ее крышу поддерживают 20 тонких колонн, выполненных из дерева и венчающихся тончайшей резьбой, напоминающий сталактиты. По традиции местные жители называют Боло-Хауз «мечетью сорока столбов», считая также отражения в хаузе.

Внутреннее убранство и оформление интерьеров представляет собой великолепный образец пятничной мечети XIX — начала XX веков. Боло-Хауз является действующей мечетью Бухары и одновременно объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО (объект №603).

5. Мавзолей Саманидов

мавзолей Саманидов Бухара

Мавзолей Саманидов – один из старейших памятников архитектуры на территории Бухары, который по праву может считаться настоящим архитектурным шедевром и выдающимся памятником средневекового среднеазиатского зодчества мирового значения. Не спроста он в 1993 году был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мавзолей Саманидов был построен на рубеже IX и X веков во время правления Исмаила Самана (892-907 года) и является лишь маленькой частью огромного некрополя. До наших дней не сохранилось ничего от некрополя, кроме мавзолея. Более того, этот мавзолей – единственное дошедшее до нас здание от эпохи правления могущественной иранской династии Саманидов в Узбекистане. Это стало возможным во многом благодаря тому, что практически до начала XX века здание было скрыто под слоем земли и песка, и только изыскания советского археолога Гинзбурга в 1924 году открыли миру этот шедевр.

Главная ценность мавзолея заключается в том, что он не претерпел изменений за тысячу лет. Уникальная кладка из жженого кирпича, которым образуются все узоры и эстетика фасада и даже внутреннего убранств.  Более шести видов кладки кирпича, его обтесанные в нужном месте края и даже приданная прямоугольнику форма делают невероятные вещи –выложенные круглые диски, сквозные фигурные решетки окон, характерные для ислама орнаменты. Древние зодчие смогли даже «поиграть» с тенью и светом. Подобного исполнения и такой работы с обычным кирпичом не знал ни одни памятник той эпохи и много лет после возведения мавзолея Саманидов.

6. Минарет Калян

Минарет Калян

Минарет Калян или Бухарский минарет – «визитная карточка» Бухары, являющаяся самым высоким памятником архитектуры (46,5 метров) города и выдающимся сооружением исламского зодчества. Он является часть одноименной мечети, и самой древней частью архитектурного комплекса Пои-Калян. Если мечеть, дошедшая до нас, была построена в XV века, то минарет сохранился с 1127 года. На нем даже отчетливо сохранилось три надписи:

  • Год строительства – 1127
  • Имя «заказчика» — Арслан-хан Мухаммед
  • Имя главного строителя – уста Бако.

Первоначально минарет выполнял две функции: для распевания азан (призыв мусульман на намаз) и как дозорная башня, с вершины которой было видно далеко за пределы Бухары. До распада Российской империи он сохранился в первозданном виде и ни разу капитально не реставрировался. Но в 1920 во время штурма Красной Армией Бухары он сильно пострадал от прицельного огня артиллерии – был снесен так называемый «фонарь», верхняя часть башни, откуда ведется дозор и раздаются призывы на молитву. Практически сразу с установлением советской власти он был отреставрирован с небольшими изменениями и стал главным символом древнего города.

С 1993 года минарет Калян находится под защитой ЮНЕСКО и внесен в список Всемирного наследия этой организации.

7. Храм Архангела Михаила

Храм Архангела Михаила

Храм Архангела Михаила – единственный действующий православный храм Бухары (Ташкентская и Узбекистанская епархия Русской православной церкви). Нынешнее здание церкви было возведено в 1875 году военными строителями Туркестанского края, но история православного молитвенного дома началась в 1860 года с небольшой деревянной церкви Святого Александра.

С вхождением Туркестана в состав Российской империи началось активное переселение (постоянного или временного) части русского населения в новые край. Это были и военнослужащие императорской армии, и строители, и врачи и, конечно, православные миссионеры. Рост количества православных и их активное финансовое участие привело к появлению первого православного храма на окраине Бухары. Но это здание в 1872 году сильно пострадало от пожара, поэтому уже через 3 года было возведено новое – с каменно-кирпичной кладкой, — дошедшее до наших дней. 

Храм Архангела Михаила и его архитектурный ансамбль сильно пострадали в годы советской власти. В 1929 году богослужение было запрещено, и помещение было переоборудовано под склад. Спустя 2 года по решение властей была взорвана колокольня, отдельно стоящая от основного здания церкви. Лишь с распадом СССР здание было возвращено в лоно Русской православной церкви (1992 год) и начался долгий процесс его восстановления. Богатый исторический иконостас и часть церковной утвари были бережны сохранены прихожанами и возвращены Церкви после ее повторного освящения.

8. Центральный парк культуры и отдыха имени Саманидов

Чашма-Айюб Бухара

Чашма-Айюб Бухара

В 1920 году Бухара сильно пострадала от штурма войсками Красной Армии – были уничтожены древние захоронения и кладбища вокруг мавзолея Саманидов, уничтожен старый Регистан, центральная площадь города с исторической застройкой. С установлением советской власти было выкопано искусственное Пионерское озеро, а в 30-е годы вокруг него разбит огромный парк имени Кирова (позже имени Саманидов). Прямо в центре старого города были высажены тысячи деревьев и кустарников, разбиты аллеи и зоны отдыха для горожан. Он замасливался и был реализован как центральный парк культуры и отдыха, каковым он остается и сегодня. Тут представлены развлекательные пространства с аттракционами и фаст-фудом, точки с национальными блюдами, специально оборудованными пространствами для скейтборда и роликов. В Пионерском озере разрешена рыбалка и действует пункт проката катамаранов.

А за эстетическую и культурные часть отдыха в центральном парке культуры и отдыха имени Саманидов отвечает внушительное количество памятников архитектуры:

  • мавзолей Саманидов IX–X века
  • Чашма-Айюб с источником пророка Иова XVI века.
  • медресе Мавлоно Ассири XVIII века
  • медресе Модари-хан XVI века,
  • медресе Абдулла-хан XVI века
  • Чашма-Айюб — мемориальный комплекс имама Аль-Бухари, открытый в 2001 году.

9. Дворец эмира Бухарского в Кагане

Дворец эмира Бухарского в Кагане

В 12 км от Бухары в городе Каган (Новая Бухара во времена Российской империи) расположен один из выдающихся памятников архитектуры XIX века – дворец эмира Бухарского. Идея его постройки принадлежит эмиру Сеиду Абдулахад-хану, который разумно счел, что соединение Средней Азии со столицей империи и основными городами страны повышает частоту визита именитых гостей и высоких государственных деятелей в эмират. Для воплощения идеи нового дворца был приглашен русский архитектор А.Л. Бенуа, который был «нечужим» специалистом в русской Средней Азии – он, например, строил дворец Романовых в Ташкенте.

Архитектура дворца сочетает в себе большое количество стилей. Выполненный изначально в эклектике, он очень гармонично дополняется барокко, ампиром и неомавританским стилем для придания ему национального колорита. Получается, что классическая европейская архитектура гармонично дополняется арабскими мотивами для создания действительно оригинального объекта, достойного эмира.

Но построенный дворец никогда не использовался по прямому назначению. С чем это связано доподлинно неизвестно, но до революции 1917 года он выполнял функцию резиденции для высокопоставленных гостей, приезжающих в Бухару. В советское время он был переоборудован в Дом железнодорожников, а сейчас выполняет роль офисного здания, оставаясь при этом охраняемым памятником архитектуры XIX века.

10. Золотошвейная фабрика

Золотошвейная фабрика – уникальное место для мирового искусства, где сохраняются многовековые традиции узбекского золотого шитья на ткани. Золотошвейное искусство берёт своё начало в VI — VII веках: при дворах правителей городов и знатных домах вручную шили богатые торжественные наряды и предметы убранства. Качество продукции было настолько высоко, что ценилось не только среди соседей Бухары, но и у правителей дальних государств. Получить в подарок продукцию золотошвейных мастеров было большой честью для одариваемого и не оставалось без внимания. Например, российские послы в XVII веке отметили в своих записках, что эмир Бухары подарил им национальные головные уборы, халаты и пояса с золотыми нитями.

Искусство бережно сохранялось, а мастерство шитья передавалось от поколения к поколению. Наибольшего развития оно получило в XIX-начале XX века, благодаря чему уже в советском Узбекистане было решено открыть фабрику по производству вещей с золотой нитью и ввести обучение по новой специальности в местном техникуме — «Золотошвейное дело».

Как и много веков назад, главная особенность производства – это ручной труд. Каждая получаемая вещь уникальна. Экскурсия на фабрику – это не только возможность приобрести уникальную вещь с национальным узбекским колоритом, но и интереснейший рассказ и даже (по желанию) практическое занятие по «золотому шитью». Туристов пригласят в производственные цеха, где можно насладиться мастерством и ловкостью мастеров – это не показные представления, а реально действующее предприятие.