Узбекистан: самое интересное
Содержание статьи:
1. Мемориальный комплекс Термези
2. Джаркурганский минарет
3. Термезский государственный археологический музей
4. Буддийский комплекс Кара-тепе
5. Храм Александра Невского
6. Городище Айртам
7. Буддийская ступа Зурмала
8. Ханака Кукилдор-Ота
9. Руины крепости Кырк-Кыз
10. Ансамбль Султан Саодат
1. Мемориальный комплекс Термези
Мемориальный комплекс Термези – главная достопримечательность Термеза, чьи небесно-голубые купола видны практически с любой точки города. И это не просто самое посещаемое туристами место, но и священное «сердце» города – одно из основных мест паломничества мусульман в Узбекистане.
С одной стороны, комплекс Термези интересен своей историей и архитектурой. Его внешний облик формировался с IX по XV век – в разные исторические эпохи и порой в абсолютно разных государственных образованиях. Комплекс включает в себя мечеть, мавзолей, ханаку (суфийская обитель) и карыхану. Последнюю реконструкцию здания проходили в XV веке в период правления Тумирудов – то, что дошло до наших дней по большей части является результатом работы зодчих и мастеров той эпохи.
С другой стороны, Термези – это место погребения Абу Абдулла ибн Хасан ибн Башир аль-Хакими ат-Термизи, видного исламского деятеля, автора философских и религиозных трудов, значимой фигуры суфизма. Историки приписывают ему более 400 трудов, из которых до нас дошло всего 60 работ, оригиналы которых хранятся буквально по всему миру — в Лондоне, Дамаске, Египте, Стамбуле и Александрии.
2. Джаркурганский минарет
Джаркурганский минарет расположен в 40 километрах от Термеза, вблизи кишлака Минор (ближайший город – Джаркурган). Он представляет собой уникальный памятник архитектуры, который будоражит умы ученых и привлекает туристов со всего мира. И все это из-за необычного декоративного орнамента, который в Средней Азии никогда не использовался, но был характерен для Индии и их религиозных культовых построек.
Несмотря на то, что орнамент представляет собой «загадку» для ученых, про сам минарет известно довольно много. Он был построен в 1109 году по приказу султана Санжара. Что удивительно, известно даже имя главного архитектора — Али ибн Мухаммад из Серахса, — что является большой редкостью для памятников такой древности. Первоначальная высота минарета составляла 40 метров. Об этом косвенно свидетельствуют незаконченные надписи в верхней части «оставшейся» достопримечательности. Но даже в современном состоянии – 21,6 метра в высоту — строение имеет законченный образ.
В 1879 году, во время раскопок, археологи обнаружили руины мечети, к которой примыкал Джаркурганский минарет. Есть смелое предположение, что сама мечеть и верхняя часть минарета были разобраны местными жителями для хозяйственных нужд – как минимум, следов внезапного обрушения верхушки «башни» не обнаружено. В XX веке проводились инженерные работы по укреплению фундамента – за долгое время по оси сооружение отклонился на 2 градуса, что в будущем могло сделать его азиатским «аналогом» Пизанской башни. На сегодняшний день Джаркурганский минарет считается одним из самых древних и красивых памятников архитектуры Узбекистана.
3. Термезский государственный археологический музей
Термез – один из самых древних городов Средней Азии, история которого насчитывает уже более 2500 лет. На этих землях за долгую историю преобладали разные культуры и религии, оставившие своей след как в культурных слоях земли, так и в культуре. Термез был частью Бактрии – богатейшей сатрапии Персидской империи. Древний город подпадал под власть эллинской культуры, был частью огромного по площади Кушанского царства, был частью империи монголов и малой родиной легендарного Тимура. На его территории господствовали в разные эпохи зороастрийцы, буддисты, индуисты и мусульмане, оставившие свои памятники архитектуры, которые дошли до наших дней в той или иной степени сохранности. Со всем многообразием и богатством археологического наследия Термеза можно познакомится в одном из самых молодых музеев Узбекистана с богатейших коллекций экспонатов. Термезский государственный археологический музей был открыт в 2002 году (к 2500-летию Термеза) и на сегодняшний день насчитывает более 27 000 экспонатов, начиная с каменного века и стоянок первобытных людей. Для удобства посетителей коллекция музея разбита на 9 тематических залов:
- Первый зал. Зал с самыми древними артефактами, найденными в Сурханском оазисе и относящимися к каменному веку. Большая часть экспонатов представлена из пещеры Тешикташе – стоянки неандертальцев, где была обнаружена богатая коллекция следов их культурной и хозяйственной деятельности.
- Второй зал. Экспозиция быта и артефактов Сурханского оазиса в бронзовый век. Богатая коллекция гончарных изделий, статуэток, изделий из меди и бронзы и ювелирных украшений той эпохи.
- Третий зал. Экспозиция посвящена древней Бактрии – одной из самых богатый и влиятельных сатрапий Персидской империи. Особый интерес представляет коллекция оружия, среди которых выделяются наконечники стрел с тремя лезвиями!
- Четвертый зал. Экспозиция посвящена Бактрии со временем завоевания Александром Македонским до образования Кушанского царства.
- Пятый зал. Экспозиция артефактов, относящихся к эпохе Кушанского царства.
- Шестой зал. Экспозиция предметов быта и оружия Северного Тохаристана в раннее Средневековье.
- Седьмой зал. Экспозиция гончаров, стеклодувов, и кузнецов средневекового Тохаристана. Главное «сокровище» зала — бесценная коллекция медных изделий, которую археологи обнаружили при раскопках Будрача
- Восьмой зал. Экспозиция прикладного искусства эпохи Темуридов.
- Девятый зал. Экспозиция оружия, предметов быта, глиняной посуды и ювелирных изделий Сурханского оазиса XVI-начала XX века.
4. Буддийский комплекс Кара-тепе
Задолго до возникновения и проникновения ислама с Среднюю Азию на обширных территориях современных Афганистана, Пакистана, Узбекистана и частей Ирана с Индией располагалось Кушанское царство, правители которого покровительствовали буддизму. При правлении Вима Такто (80-90 гг н.э.) был заложен огромный монастырский комплекс, в период наивысшего расцвета насчитывающий десятки храмов и монастырей на территории площадью около 7 гектар. О личном вкладе и важности строительства говорит тот факт, что это событие нашло отражение на монетах того периода – одна из них была найдена в самом комплексе.
«Золотой период» истории Кара-тепе приходится на II-IV века нашей эры. Архитектура обширного комплекса Кара-тепа отличается сочетанием пещерных храмовых сооружений, проделанных в песчанике, и отдельно стоящих зданий, построенных из пахсы (утрамбованная глина) и необожженного кирпича. Внутренние интерьеры были богато украшены орнаментами и тематическими рисунками на стенах, многочисленными статуями и изделиями из мрамора и гипса. Часть этого великолепия дошло до наших дней. Например, хорошо сохранилось на одной стене красочное изображение Будды, достигшего дхьяны. Кроме этого археологами были найдено огромное количество статуй Будды, а также предметов искусства и живописи того периода.
В IV-V веках буддийский комплекс начинает пустеть – многие постройки забрасываются, а ряд пещер превращается в усыпальницы, входы в которые после погребение закладываются кирпичами. Начало упадка историки связывают с победой персидских правителей из династии Сасанидов над государством кушанов. Буддизм начинает стремительно терять свою популярность и влияние в регионе. Попытки «перезапустить» Кара-кепе предпринимались несколько раз на протяжении V века – проводилось обновление росписи ряда храмовых построек, приезд паломников из Индии. Но это не смогло спасти «святыню» — комплекс продолжал терять популярность, особенно с проникновением и усилением роли ислама в Средней Азии. В VI веке он был полностью заброшен.
Сегодня Кара-тепе представляют собой не просто развалины некогда крупнейшего буддийского центра, но важнейший памятник среднеазиатского буддизма, одно из немногих архитектурный наследий Кушанского царства.
5. Храм Александра Невского
Храм Александра Невского в Термезе – самый южный русских православный храм на территории бывшего СССР, расположенный практически у самой границы с Афганистаном. Это действующих религиозный объект, относящийся к Ташкентской и Узбекистанской епархии Русской православной церкви.
Собор был построен в 1901 году по типовому проекту воинской церкви на территории Туркестана, разработанному двумя русскими архитекторами Ф. Вержбицким и Ф. Смирновым. Архитектура была довольно типичной для православных церквей в дальних гарнизонах империи, убранство отличалось большим иконостасом, богатой церковной утварью и большим количеством икон, что определенно не было характерно для религиозных мест на территории воинских частей. С 1910 года Храм Александра Невского служил главным храмом Первой Туркестанской стрелковой бригады; до этого времени прихожанами были военнослужащие Девятого стрелкового полка и расквартированные неподалеку артиллеристы, и военные инженеры.
В 1927 году собор был закрыт и в тот же год обезглавлен. Архитектурный комплекс потерял колокольню, иконы и церковная утварь были переданы в другие приходы. Весь советский период освободившиеся помещения выполняли различные функции. Сначала тут был склад вооружения, позднее – военный госпиталь, а затем и вполне гражданский объект – спортзал.
В 1990 году храм Александра Невского был возвращен Русской православной церкви. Реставрационные работы продолжаются до сих пор.
6. Городище Айртам
Городище Айртам – один из наиболее интересных памятников среднеазиатской античности и древнейший памятник буддийской культуры в Узбекистане. Располагается на крутом склоне реки Амударья и было найдено абсолютно случайно рыбаком, которому в сеть попался фрагмент скульптуры. Проведенные раскопки в 1930-х и 1960-хгодах установили, что в этом месте располагается настоящая археологическая «жемчужина» — руины крупного города, расположенного в стратегическом месте, где размещалась древняя переправа через Амударью.
Айртам появился в II веке до н.э. в период упадка греко-бактрийского царства. Небольшой форт располагался в удобном неприступном с ходу месте и был окружен с трех сторон крепостной стеной. Настоящий расцвет город пережил в период Кушанского царства, когда стал одним из центров буддизма в Средней Азии. В Айртам располагался крупный буддийский комплекс, состоящий из ступы, святилища и ряда хозяйственных построек. Найденные останки статуй Будды, и «айртамские рельефы» — скульптурный вход с музыкантами – считаются лучшими образцами каменной скульптуры Кушанского царства!
В III веке н.э. Айртам пустеет и окончательно приходит в упадок, со временем превращаясь в руины. Почему люди покинули эти места и оставили развитый город в стратегическом месте – остается загадкой. Часть артефактов, найденных на месте городища, экспонируется в Эрмитаже (Санкт-Петербург). Например, те самые «айртамские рельефы».
7. Буддийская ступа Зурмала
Буддийская ступа Зурмала – памятник архитектуры I-IIвеков н.э., занесенный в список материального культурного наследия Узбекистана республиканского значения. Это самое древнее культовое буддийское строение в Средней Азии, появившееся благодаря внутренней политики Кушанского царства.
Кушанское царство – довольно успешное в экономическом и культурном плане государства, чье влияние простиралось на обширные территории Среднее Азии, Пакистана, части современной Индии и Ирана. Оно сыграло ключевую роль в распространении буддизма. Организовав четвертый буддийский собор, кушаны способствовали тому, что буддизм стал более доступен для простого народа. До этого исторического события учение Будды могли осилить только философы и аскеты, посвятивший свой жизненный путь поиску Истины.
Увеличение последователей буддизма вызвало спрос на храмы и монастыри. Вскоре появилось потребность в возведении действительно знакового символа новой для Средней Азии религии. И таким символом стала ступа Зурмала.
Для ее возведения использовалось просто колоссальное даже по современным меркам количество строительных материалов – более 1,2 млн кирпичей. Она была выполнено в форме цилиндра, устремленного ввысь, и символизировала паринирвану – окончательную смерть физического тела и обретения душой Истины. Величественное здание было в диаметре 14,5 метров.
Ступа Зурмала была одним из главных символов буддизма в Средней Азии. В ее стенах и на территории проводились многие важные ритуалы. Помимо этого, она выступала и хранилищем для реликвий, мощей святых, религиозных трактатов и статуэток, изображающих Будду. Для хранения в её верхней части была выделена специальная комната — реликварий.
С утратой позиций буддизма в Средней Азии, были запрошены многие культовые религиозные постройки. Ступа Зурмала также сильно обветшала и напоминала на момент открытия огромный валун, взявшийся посреди степени неизвестно откуда. Только исследования в 1927 году смогли доказать, что этот «валун» рукотворный и является тем самым великим строение буддизма в Средней Азии!
8. Ханака Кукилдор-Ота
Ханака (святое место) Кукилдор-Ота – одно из самых почитаемых мест Термеза. В этих стенах покоится прах Кукилдор-Ота, а также расположен ряд других значимых для ислама захоронений – круглый год сюда направляются толпы паломников.
Ханака Кукилдор-ота была построена в середине XI века. В XVвеке, в эпоху Тимуридов, здание претерпело значительную реконструкцию, в результате которой ее первоначальный вид был утрачен, но был обретен более величественный фасад, характерный для архитектуры той эпохи. Получившееся монументальное здание правильной геометрической формы имеет множество помещений и открытый крупный фасад с тремя ярусами. Декоративная кирпичная кладка – как снаружи, так и внутри — поражает посетителей строгостью и чёткостью форм.
9. Руины крепости Кырк-Кыз
Уже во времена Персидской империи Термез часто называли «древним городом» — не каждый крупный населенный пункт Древнего мира мог похвастаться длительной и непрерывной историей. Как и в любом городе, насчитывающем тысячи лет, в Термезе сохранились памятники разных культур, эпох, народов, часть из которых вызывает восхищение и непонимание их назначения. К таким загадкам относятся руины крепости Кырк-Кыз.
Кырк-Кыз была построена в IX веке н.э. при правление персидской династии Саманидов. Величественное здание располагалось не в стенах города, а за его пределами на некотором удалении (более 3 км). Долгое время ученые предполагали, что сохранившиеся руины принадлежат крепости. Эту точку зрения подкрепляло наличие толстых стен и дозорной башни. Но труды хрониста Ахмад ибн Мухаммеда Сагани Устурлоби сообщают о медресе в непосредственной близости от Термеза. И не просто медресе, а женская суфийская ханака, где девушки обучались медицине, исламу, математике, астрономии, химии и даже военному делу. Это была большая редкость для средневекового исламского мира, но история доподлинно знает о существовании нескольких таких женских образовательных учреждений в разных уголках Азии. Еще одна версия гласит, что это была загородная резиденция правителя.
Чтобы не размещалось в Кырк-Кызе в реальности, уникальность сохранившегося объекта архитектуры. Это не просто памятник IX века, но прекрасное сочетание традиций доисламкой и исламской архитектуры в проектировании и оформлении зданий. Уникальность Кырк-Кыза – в полной симметричности. Каждый арочный проем и коридор имеет своего двойника в противоположной стороне. Здание пересечено крест-накрест двумя проходами и делит его на четыре одинаковые части. Несмотря на уединенность расположения в 3 км к югу Термеза – в Кырк-Кызе поступала водопроводная вода (уже в IX веке!), был хаммам и туалет, с отводящей нечистоты канализацией.
10. Ансамбль Султан Саодат
Султан Саодат (Садат) – мемориальный комплекс, расположенная на востоке Термеза. Тут расположены могилы саййидов – потомков пророка Мухаммада, чей род был основан внуком пророка Хасан-ал-Эмиром.
Султан Саодат состоит из ряда мавзолеев, мечетей и ханаки, расположенной вокруг центрального прохода. Формирование комплекса проходило на протяжение долгого времени – с IX до XVII века. Не все постройки комплекса дошли до наших дней – больше половины из них были утрачены. Но даже сохранившиеся из них подчеркивают монументальность и величие Султан Саодата и представляют собой законченный архитектурный ансамбль. Самыми старыми сооружениями, дошедшими до наших дней, являются два больших купольных мавзолея, возведенных в IX-X веках.
Несмотря на то, что комплекс постоянно расширялся и перестраивался на протяжении почти 7 веков – он отличается единым архитектурным стилем. Даже с помощью самых простых материалов – жженый кирпич – древним зодчим удалось создать настоящий памятник архитектуры. Кладка «ёлочкой», роспись внутренних стен черной и синий краской, майоликовая плитка с золотыми вставками – все это создает нужную помпезность и величественность строения. Вплоть до 30-х годов XX века Султан Саодат был популярным местом паломничества жителей российского бывшего Туркестана и особенно афганских племен. Но с установлением советской власти и демаркацией границ с Афганистаном свело поток паломников к нулю. Восстановить былую религиозную значимость Султан Саодата не получилось до сих пор.