Достопримечательности Термеза

Актуальность: 13.05.2024

Узбекистан: самое интересное

1. Мемориальный комплекс Термези

Мемориальный комплекс Термези – главная достопримечательность Термеза, чьи небесно-голубые купола видны практически с любой точки города. И это не просто самое посещаемое туристами место, но и священное «сердце» города – одно из основных мест паломничества мусульман в Узбекистане.

С одной стороны, комплекс Термези интересен своей историей и архитектурой. Его внешний облик формировался с IX по XV век – в разные исторические эпохи и порой в абсолютно разных государственных образованиях. Комплекс включает в себя мечеть, мавзолей, ханаку (суфийская обитель) и карыхану. Последнюю реконструкцию здания проходили в XV веке в период правления Тумирудов – то, что дошло до наших дней по большей части является результатом работы зодчих и мастеров той эпохи.

С другой стороны, Термези – это место погребения Абу Абдулла ибн Хасан ибн Башир аль-Хакими ат-Термизи, видного исламского деятеля, автора философских и религиозных трудов, значимой фигуры суфизма. Историки приписывают ему более 400 трудов, из которых до нас дошло всего 60 работ, оригиналы которых хранятся буквально по всему миру — в Лондоне, Дамаске, Египте, Стамбуле и Александрии.

2. Джаркурганский минарет

Джаркурганский минарет

Джаркурганский минарет расположен в 40 километрах от Термеза, вблизи кишлака Минор (ближайший город – Джаркурган). Он представляет собой уникальный памятник архитектуры, который будоражит умы ученых и привлекает туристов со всего мира. И все это из-за необычного декоративного орнамента, который в Средней Азии никогда не использовался, но был характерен для Индии и их религиозных культовых построек.

Несмотря на то, что орнамент представляет собой «загадку» для ученых, про сам минарет известно довольно много. Он был построен в 1109 году по приказу султана Санжара. Что удивительно, известно даже имя главного архитектора — Али ибн Мухаммад из Серахса, — что является большой редкостью для памятников такой древности. Первоначальная высота минарета составляла 40 метров. Об этом косвенно свидетельствуют незаконченные надписи в верхней части «оставшейся» достопримечательности. Но даже в современном состоянии – 21,6 метра в высоту — строение имеет законченный образ.

В 1879 году, во время раскопок, археологи обнаружили руины мечети, к которой примыкал Джаркурганский минарет. Есть смелое предположение, что сама мечеть и верхняя часть минарета были разобраны местными жителями для хозяйственных нужд – как минимум, следов внезапного обрушения верхушки «башни» не обнаружено. В XX веке проводились инженерные работы по укреплению фундамента – за долгое время по оси сооружение отклонился на 2 градуса, что в будущем могло сделать его азиатским «аналогом» Пизанской башни. На сегодняшний день Джаркурганский минарет считается одним из самых древних и красивых памятников архитектуры Узбекистана.

3. Термезский государственный археологический музей

Термезский государственный археологический музей

Термез – один из самых древних городов Средней Азии, история которого насчитывает уже более 2500 лет. На этих землях за долгую историю преобладали разные культуры и религии, оставившие своей след как в культурных слоях земли, так и в культуре. Термез был частью Бактрии – богатейшей сатрапии Персидской империи. Древний город подпадал под власть эллинской культуры, был частью огромного по площади Кушанского царства, был частью империи монголов и малой родиной легендарного Тимура. На его территории господствовали в разные эпохи зороастрийцы, буддисты, индуисты и мусульмане, оставившие свои памятники архитектуры, которые дошли до наших дней в той или иной степени сохранности. Со всем многообразием и богатством археологического наследия Термеза можно познакомится в одном из самых молодых музеев Узбекистана с богатейших коллекций экспонатов. Термезский государственный археологический музей был открыт в 2002 году (к 2500-летию Термеза) и на сегодняшний день насчитывает более 27 000 экспонатов, начиная с каменного века и стоянок первобытных людей. Для удобства посетителей коллекция музея разбита на 9 тематических залов:

  • Первый зал. Зал с самыми древними артефактами, найденными в Сурханском оазисе и относящимися к каменному веку. Большая часть экспонатов представлена из пещеры Тешикташе – стоянки неандертальцев, где была обнаружена богатая коллекция следов их культурной и хозяйственной деятельности.
  • Второй зал. Экспозиция быта и артефактов Сурханского оазиса в бронзовый век. Богатая коллекция гончарных изделий, статуэток, изделий из меди и бронзы и ювелирных украшений той эпохи.
  • Третий зал. Экспозиция посвящена древней Бактрии – одной из самых богатый и влиятельных сатрапий Персидской империи. Особый интерес представляет коллекция оружия, среди которых выделяются наконечники стрел с тремя лезвиями!
  • Четвертый зал. Экспозиция посвящена Бактрии со временем завоевания Александром Македонским до образования Кушанского царства.
  • Пятый зал. Экспозиция артефактов, относящихся к эпохе Кушанского царства.
  • Шестой зал. Экспозиция предметов быта и оружия Северного Тохаристана в раннее Средневековье.
  • Седьмой зал. Экспозиция гончаров, стеклодувов, и кузнецов средневекового Тохаристана. Главное «сокровище» зала — бесценная коллекция медных изделий, которую археологи обнаружили при раскопках Будрача
  • Восьмой зал. Экспозиция прикладного искусства эпохи Темуридов.
  • Девятый зал. Экспозиция оружия, предметов быта, глиняной посуды и ювелирных изделий Сурханского оазиса XVI-начала XX века.

4. Буддийский комплекс Кара-тепе

Буддийский комплекс Кара-тепе

Задолго до возникновения и проникновения ислама с Среднюю Азию на обширных территориях современных Афганистана, Пакистана, Узбекистана и частей Ирана с Индией располагалось Кушанское царство, правители которого покровительствовали буддизму. При правлении Вима Такто (80-90 гг н.э.) был заложен огромный монастырский комплекс, в период наивысшего расцвета насчитывающий десятки храмов и монастырей на территории площадью около 7 гектар. О личном вкладе и важности строительства говорит тот факт, что это событие нашло отражение на монетах того периода – одна из них была найдена в самом комплексе.

«Золотой период» истории Кара-тепе приходится на II-IV века нашей эры. Архитектура обширного комплекса Кара-тепа отличается сочетанием пещерных храмовых сооружений, проделанных в песчанике, и отдельно стоящих зданий, построенных из пахсы (утрамбованная глина) и необожженного кирпича. Внутренние интерьеры были богато украшены орнаментами и тематическими рисунками на стенах, многочисленными статуями и изделиями из мрамора и гипса. Часть этого великолепия дошло до наших дней. Например, хорошо сохранилось на одной стене красочное изображение Будды, достигшего дхьяны. Кроме этого археологами были найдено огромное количество статуй Будды, а также предметов искусства и живописи того периода.

Буддийский комплекс Кара-тепе Термез

В IV-V веках буддийский комплекс начинает пустеть – многие постройки забрасываются, а ряд пещер превращается в усыпальницы, входы в которые после погребение закладываются кирпичами. Начало упадка историки связывают с победой персидских правителей из династии Сасанидов над государством кушанов. Буддизм начинает стремительно терять свою популярность и влияние в регионе. Попытки «перезапустить» Кара-кепе предпринимались несколько раз на протяжении V века – проводилось обновление росписи ряда храмовых построек, приезд паломников из Индии. Но это не смогло спасти «святыню» — комплекс продолжал терять популярность, особенно с проникновением и усилением роли ислама в Средней Азии. В VI веке он был полностью заброшен.

Сегодня Кара-тепе представляют собой не просто развалины некогда крупнейшего буддийского центра, но важнейший памятник среднеазиатского буддизма, одно из немногих архитектурный наследий Кушанского царства.

5. Храм Александра Невского

Храм Александра Невского, Термез

Храм Александра Невского в Термезе – самый южный русских православный храм на территории бывшего СССР, расположенный практически у самой границы с Афганистаном. Это действующих религиозный объект, относящийся к Ташкентской и Узбекистанской епархии Русской православной церкви.

Собор был построен в 1901 году по типовому проекту воинской церкви на территории Туркестана, разработанному двумя русскими архитекторами Ф. Вержбицким и Ф. Смирновым. Архитектура была довольно типичной для православных церквей в дальних гарнизонах империи, убранство отличалось большим иконостасом, богатой церковной утварью и большим количеством икон, что определенно не было характерно для религиозных мест на территории воинских частей. С 1910 года Храм Александра Невского служил главным храмом Первой Туркестанской стрелковой бригады; до этого времени прихожанами были военнослужащие Девятого стрелкового полка и расквартированные неподалеку артиллеристы, и военные инженеры.

В 1927 году собор был закрыт и в тот же год обезглавлен. Архитектурный комплекс потерял колокольню, иконы и церковная утварь были переданы в другие приходы. Весь советский период освободившиеся помещения выполняли различные функции. Сначала тут был склад вооружения, позднее – военный госпиталь, а затем и вполне гражданский объект – спортзал.

В 1990 году храм Александра Невского был возвращен Русской православной церкви. Реставрационные работы продолжаются до сих пор.

6. Городище Айртам

Городище Айртам – один из наиболее интересных памятников среднеазиатской античности и древнейший памятник буддийской культуры в Узбекистане. Располагается на крутом склоне реки Амударья и было найдено абсолютно случайно рыбаком, которому в сеть попался фрагмент скульптуры. Проведенные раскопки в 1930-х и 1960-хгодах установили, что в этом месте располагается настоящая археологическая «жемчужина» — руины крупного города, расположенного в стратегическом месте, где размещалась древняя переправа через Амударью.

Айртам появился в II веке до н.э. в период упадка греко-бактрийского царства. Небольшой форт располагался в удобном неприступном с ходу месте и был окружен с трех сторон крепостной стеной. Настоящий расцвет город пережил в период Кушанского царства, когда стал одним из центров буддизма в Средней Азии. В Айртам располагался крупный буддийский комплекс, состоящий из ступы, святилища и ряда хозяйственных построек. Найденные останки статуй Будды, и «айртамские рельефы» — скульптурный вход с музыкантами – считаются лучшими образцами каменной скульптуры Кушанского царства!

В III веке н.э. Айртам пустеет и окончательно приходит в упадок, со временем превращаясь в руины. Почему люди покинули эти места и оставили развитый город в стратегическом месте – остается загадкой. Часть артефактов, найденных на месте городища, экспонируется в Эрмитаже (Санкт-Петербург). Например, те самые «айртамские рельефы».

7. Буддийская ступа Зурмала

Буддийская ступа Зурмала

Буддийская ступа Зурмала – памятник архитектуры I-IIвеков н.э., занесенный в список материального культурного наследия Узбекистана республиканского значения. Это самое древнее культовое буддийское строение в Средней Азии, появившееся благодаря внутренней политики Кушанского царства.

Кушанское царство – довольно успешное в экономическом и культурном плане государства, чье влияние простиралось на обширные территории Среднее Азии, Пакистана, части современной Индии и Ирана. Оно сыграло ключевую роль в распространении буддизма. Организовав четвертый буддийский собор, кушаны способствовали тому, что буддизм стал более доступен для простого народа. До этого исторического события учение Будды могли осилить только философы и аскеты, посвятивший свой жизненный путь поиску Истины.

Увеличение последователей буддизма вызвало спрос на храмы и монастыри. Вскоре появилось потребность в возведении действительно знакового символа новой для Средней Азии религии. И таким символом стала ступа Зурмала.

Для ее возведения использовалось просто колоссальное даже по современным меркам количество строительных материалов – более 1,2 млн кирпичей. Она была выполнено в форме цилиндра, устремленного ввысь, и символизировала паринирвану – окончательную смерть физического тела и обретения душой Истины. Величественное здание было в диаметре 14,5 метров.

Ступа Зурмала была одним из главных символов буддизма в Средней Азии. В ее стенах и на территории проводились многие важные ритуалы. Помимо этого, она выступала и хранилищем для реликвий, мощей святых, религиозных трактатов и статуэток, изображающих Будду. Для хранения в её верхней части была выделена специальная комната — реликварий.

С утратой позиций буддизма в Средней Азии, были запрошены многие культовые религиозные постройки. Ступа Зурмала также сильно обветшала и напоминала на момент открытия огромный валун, взявшийся посреди степени неизвестно откуда. Только исследования в 1927 году смогли доказать, что этот «валун» рукотворный и является тем самым великим строение буддизма в Средней Азии!

8. Ханака Кукилдор-Ота

Ханака (святое место) Кукилдор-Ота – одно из самых почитаемых мест Термеза. В этих стенах покоится прах Кукилдор-Ота, а также расположен ряд других значимых для ислама захоронений – круглый год сюда направляются толпы паломников.

Ханака Кукилдор-ота была построена в середине XI века. В XVвеке, в эпоху Тимуридов, здание претерпело значительную реконструкцию, в результате которой ее первоначальный вид был утрачен, но был обретен более величественный фасад, характерный для архитектуры той эпохи. Получившееся монументальное здание правильной геометрической формы имеет множество помещений и открытый крупный фасад с тремя ярусами. Декоративная кирпичная кладка – как снаружи, так и внутри — поражает посетителей строгостью и чёткостью форм.

9. Руины крепости Кырк-Кыз

Руины крепости Кырк-Кыз

Уже во времена Персидской империи Термез часто называли «древним городом» — не каждый крупный населенный пункт Древнего мира мог похвастаться длительной и непрерывной историей. Как и в любом городе, насчитывающем тысячи лет, в Термезе сохранились памятники разных культур, эпох, народов, часть из которых вызывает восхищение и непонимание их назначения. К таким загадкам относятся руины крепости Кырк-Кыз.

Кырк-Кыз была построена в IX веке н.э. при правление персидской династии Саманидов. Величественное здание располагалось не в стенах города, а за его пределами на некотором удалении (более 3 км). Долгое время ученые предполагали, что сохранившиеся руины принадлежат крепости. Эту точку зрения подкрепляло наличие толстых стен и дозорной башни. Но труды хрониста Ахмад ибн Мухаммеда Сагани Устурлоби сообщают о медресе в непосредственной близости от Термеза. И не просто медресе, а женская суфийская ханака, где девушки обучались медицине, исламу, математике, астрономии, химии и даже военному делу. Это была большая редкость для средневекового исламского мира, но история доподлинно знает о существовании нескольких таких женских образовательных учреждений в разных уголках Азии. Еще одна версия гласит, что это была загородная резиденция правителя.

Чтобы не размещалось в Кырк-Кызе в реальности, уникальность сохранившегося объекта архитектуры. Это не просто памятник IX века, но прекрасное сочетание традиций доисламкой и исламской архитектуры в проектировании и оформлении зданий. Уникальность Кырк-Кыза – в полной симметричности. Каждый арочный проем и коридор имеет своего двойника в противоположной стороне. Здание пересечено крест-накрест двумя проходами и делит его на четыре одинаковые части. Несмотря на уединенность расположения в 3 км к югу Термеза – в Кырк-Кызе поступала водопроводная вода (уже в IX веке!), был хаммам и туалет, с отводящей нечистоты канализацией.

10. Ансамбль Султан Саодат

Ансамбль Султан Саодат, Термез

Султан Саодат (Садат) – мемориальный комплекс, расположенная на востоке Термеза. Тут расположены могилы саййидов – потомков пророка Мухаммада, чей род был основан внуком пророка Хасан-ал-Эмиром.

Султан Саодат состоит из ряда мавзолеев, мечетей и ханаки, расположенной вокруг центрального прохода. Формирование комплекса проходило на протяжение долгого времени – с IX до XVII века. Не все постройки комплекса дошли до наших дней – больше половины из них были утрачены. Но даже сохранившиеся из них подчеркивают монументальность и величие Султан Саодата и представляют собой законченный архитектурный ансамбль. Самыми старыми сооружениями, дошедшими до наших дней, являются два больших купольных мавзолея, возведенных в IX-X веках.

Несмотря на то, что комплекс постоянно расширялся и перестраивался на протяжении почти 7 веков – он отличается единым архитектурным стилем. Даже с помощью самых простых материалов – жженый кирпич – древним зодчим удалось создать настоящий памятник архитектуры. Кладка «ёлочкой», роспись внутренних стен черной и синий краской, майоликовая плитка с золотыми вставками – все это создает нужную помпезность и величественность строения. Вплоть до 30-х годов XX века Султан Саодат был популярным местом паломничества жителей российского бывшего Туркестана и особенно афганских племен. Но с установлением советской власти и демаркацией границ с Афганистаном свело поток паломников к нулю. Восстановить былую религиозную значимость Султан Саодата не получилось до сих пор.