Узбекистан: самое интересное
Содержание статьи:
1. Ичан-Кала
2. Минарет Кальта-Минар
3. Музей «Авесты»
4. Медресе Мухаммад Амин-хана
5. Цитадель Куня-Арк
6. Дворец Таш Хаули
7. Джума-мечеть
8. Дишан-Кала
9. Колодец Хейвак
10. Бани Ануш-хана
1. Ичан-Кала
- минарет Кальта-Минор – самая узнаваемая и красивая достопримечательность города;
- колодец Хейвак – самая древняя достопримечательность Хивы, с которой по легенде и началась история города
- крепость Куня-Арк – уникальное историческое оборонительное сооружение XVII века;
- медресе Мухаммад Амин-хана – одно из самых больших в Хиве;
- Джума мечеть – неклассическая соборная мечеть для исламской культуры, плоская крыша которой поддерживается на 213 деревянных колоннах, выполненных в едином стиле на промежутке от X до XIX века
2. Минарет Кальта-Минар
Минарет Кальта-Минар – самая узнаваемая достопримечательность Хивы и ее «визитная карточка». Он сильно контрастирует с окружающими зданиями песочных оттенков своими ярко зелеными, синими и белыми цветами. Более того, он является единственным минаретом полностью декорированным глазурной плиткой и майоликой, что дополнительно повышает из без того повышенный интерес со стороны туристов и путешественников.
Строительство Кальта-Минара началось в 1852 году по распоряжению хивинского хана Мухаммада Амин-хана. Место было выбрано в «сердце» Хивы – в Ичан-Кале рядом с медресе. По задумке правителя минарет должен был стать самым высоким в исламском мире – до 80 метров! Но в 1855 году строительство было резко прекращено из-за трагической гибели хана в битве при Серахсе. На тот момент было возведено здание высотой 29 метров – таким он остался и до сегодняшнего дня. В 90е годы XX столетия главная достопримечательность Хив прошла капитальную реставрацию – были восстановлены декоративные элементы и все исторические надписи на персидском языке.
3. Музей «Авесты»
До распространения ислама на территории Большого Ирана и Средней Азии господствующим религиозным учением был зороастризм. А согласно легенде главная книга зороастризма – Авеста – была написана в Хорезме, как раз в городе Хива. Поэтому нет ничего удивительно, что в Узбекистане, где более 89% населения исповедуют ислам, находится один из главных музеев в мире, посвященных более древней религии, у которой есть последователи и в настоящее время.
Священная книга зороастризмов – это не только выдающееся религиозное и философское учение древности, но и ценным исторический источник, проливающий свет на устройства древних государств Средней Азии, их культуре, традициях и праздниках. Самые первые тексты Авесты на авестинском языке наносились золотыми чернилами на выделанные шкуры волов. Но они были уничтожены по приказу Александра Македонского при захвате Древней Персии. После этого начался кропотливый труд многих поколений зороастризмов по сбору сохранившихся письменных источников и устных преданий, которые были упорядочены в 21 том новой редакции Авесты. Но и эта работа не сохранилась до наших дней – «современная» редакция насчитывает 5 томов, которые и хранятся в музее Хивы.
Музей «Авесты» расположен в медресе Матпанбая напротив Джума-мечети. Он рассказывает не сколько историю священной книги, сколько историю региона, о которой мы знаем благодаря зороастризму. Тут можно ознакомиться с археологическими артефактами, имеющими отношение к древней религии, или, например, узнать происхождение праздника Навруз, упоминания о котором есть еще, по легенде, в первых «изданиях» Авесты.
4. Медресе Мухаммад Амин-хана
5. Цитадель Куня-Арк
6. Дворец Таш Хаули
Дворцовый комплекс Таш Хули – крупнейший в Хиве памятник архитектуры XIX века и главный дворец хивинских ханов той же эпохи. Он был построен по приказу Аллакули-хана за восемь лет: с 1830 по 1838 год. На строительство нового дворца не жалели сил и средств – были приглашены лучшие зодчие своего времени, а отделку внешних стен и внутреннего убранства майоликой производил знаменитый в регионе Абдулла Гений. Дворец Таш Хаули должен был по замыслу архитекторов подчеркнуть сильную власть хана, экономическую стабильность страну и успешную внешнюю политику, главным направлением в которой являлось увеличение торговых связей с Российской Империей.
В дворцовый комплекс входят не только покои хана, но здание гарема, комната для слуг, двор приемов, зал суда и другие хозяйственных постройки.
7. Джума-мечеть
Джума (или пятничная) мечеть – не просто наиболее значимое религиозное здание Хивы, но и, пожалуй, самая интересная достопримечательность древнего города. Как и полагается соборной мечети, она расположена в самом центре – в пределах крепостных стен Ичан-Кале. Согласно, письменным источникам Джума-мечеть была построена в X веке, но то древнее здание не сохранилось до наших дней. В конце XVIII века Абдурахман Михтар – один из влиятельных сановников хивинского правителя — на собственные деньги перестроил ее с максимальным уважением к работе зодчих древности.
Во-первых, был сохранен фундамент здание и его оригинальные пропорции. Во-вторых, по распоряжению Михтара была полностью воспроизведена архитектура здания. В-третьих, в мечети появилась своя «изюминка», которая сыграла особую роль в сохранности богатой истории региона и популярности среди туристов современности.
В отличии от традиционной архитектуры мечетей, Джума в Хивах не имеет купольного перекрытия, арок и расписных порталов. Плоская крыша опирается на 213 деревянных колонн, которые на первый взгляд кажутся одинаковыми. Но на самом деле все они были сделаны в разные эпохи разными мастерами и собраны со всех уголков Средней Азии в Хивах. Самые древние из них были изготовлены в X веке и перенесены из столицы древнего Хорезма – Кяты. На четырех колоннах выполнена искусная резьба арабской вязью почерком насх. 21 колонна содержит арабскую вязь куфического пиcьма (X-XII века). Самые «молодые» опоры крыши были изготовлены в XVI-XIX веках и оформлены цветочными узорами хивинского типа. Но что самое поразительное – несведущий человек, не зная особенностей колонн, может с легкостью принять их за работу одного и того же мастера. Настолько четко прослеживается единый стиль, что действительно очень сложно поверить, что возраст деревянных опор может варьироваться с разностью в 900 лет!
Также при посещении Джума-мечети стоит обратить внимание на входные ворота. Они также представляют особую ценность и тоже были сделаны в разные эпохи. Самые древние датируются 1316 годом, а «современные» были изготовлены в 1789 году.
8. Дишан-Кала
Долгие годы Ичан-Кала была единственной укрепленной частью города, в то время как основная жизнь давно вышла за переделы городских стен. Многолюдные торговые кварталы, многочисленные ремесленники и государственные служащие, просторные площади и тенистые сады – все это было за пределами «сердца» Хивы и было крайне уязвимо от набегов воинственных кочевых племен. В 1842 году Аллакули-хан возводит внешний оборонительный контур – Дишан-Кала — для защиты от непрекращающихся набегов йомудов, одного из воинственных туркменских племен. Строение действительно было грандиозным:
- Длина новой крепостной стены: 6 километров
- Высота: 8 метров;
- Ширина в самых узких участках: 6 метров.
Как и в любом среднеазиатском городе – внешний вид ворот и входных групп в здания имеют большое значение и подчеркивают состоятельность владельца «недвижимости». Въездные ворота в Дишан-Кале не были исключением. Они были богато декорированы разноцветными плитками и мозаиками, сюжетами и надписями из священного Корана.
Если Ичан-Кала дошла до наших дней в полностью сохранившемся виде, то Дишан-Кале повезло значительно меньше. Крепостной стены сохранились фрагментарно, а из 10 ворот до наших дней дошли только 3:
- Гандимьян-Дарваза. Изначально разрушенные, но восстановленные в 1970 году по историческим чертежам и фотографиям.
- Хазарасп-Дарваза. Самые древние из сохранившихся ворот. Возведены в 1842 году. Сохранилось оригинальное оформление, арочная галерея с перилами и внешний вид.
- Кош-Дарваза. Последние из построенных ворот Дишан-Кале. Возведены в 1912 году. Также сохранили до наших дней первозданный вид.
9. Колодец Хейвак
Города Хива, согласно археологическим данным, был основан более 2500 лет назад, но как это произошло, и кто стоял у истока крупнейшего гордо Хорезма овеяно тайной. Даже письменные источники, имеющиеся в распоряжении историков, рассказывают о легендарных событиях, в которых есть одно общее место – колодец Хейвак.
Согласно одной легенде, название города произошло от возгласа купцов, следовавших по Великому шелковому пути и мучающихся долгое время жаждой. Вдоволь напившись из местных источников, они воскликнули «Хей вах!», что впоследствии в несколько изменённом виде стало названием того самого колодца, который первым удовлетворил жажду путешественников, а позже, в еще более изменённом виде, стало названием города, который возник вокруг источника воды и быстро разросся до крупного населенного пункта благодаря выгодному расположению на пути международных караванов.
Вторая легенда гласит, что основателем Хивы является Сим – сын легендарного Ноя. Бродя после Всемирного потопа по безжизненной пустыне, он прилег и уснул. Вещий сон подтолкнул его по пробуждению выкопать глубокий колодец, вода в котором отличалась кристальной чистотой. Сим назвал колодец Хейвак, а вокруг него было образовано поселение, которое сегодня известно всеми миру, как Хива.
Какую легенду об основании города не возьми – везде будет фигурировать источник посреди пустыни с чистейшей пресной водой. Получается, что колодец Хейвак – самая древняя достопримечательность Хивы, дошедшая до наших дней. Располагается от в крепости Ичан-Кала, поддерживается в хорошем состоянии, а вода в нем и спустя 2500 лет все также отличается чистотой и свежестью.
10. Бани Ануш-хана
На Востоке чистоте и гигиене всегда уделялось особое внимание, а бани играли значительную роль в культуре народов и занимали одно из центральных мест в архитектуре городов. Бани Ануш-хана – не только прекрасный пример позднего средневекового зодчества и самое древнее сооружение подобного назначения в Хиве, но и уникальные и прогрессивные для своего времени технологии. Продуманность систем водоснабжения, отопления и водоотведения до сих пор представляет интерес для инженеров и историков по той причине, что решения конструкторов прошлого работает до сих пор. Это уникальная возможность прикоснуться к истории развития инженерной мысли Востока.
Бани Ануш-хана были построены в 1657-1664 годах. Снаружи видны только большие купола грандиозного комплекса, а сам он располагается ниже уровня земли. Это было сделано специально для снижения потерь тепла.
Хивинские бани – одни из немногих в XVII веке, которые использовали технологию нижнего обогрева помещений по специальным камерам, оборудованным под полом. Вода для комплекса бралась из колодцев поблизости и подавалась сразу в котельную. Сам комплекс включал роскошный вестибюль, специальные помещения для хранения одежды и переодевания, а также множество «мыльных» комнат, о назначении которых понятно из их названия. Свет в помещения подавался через отверстия в куполах сооружения.
Посетив сегодня с экскурсией Ануш-бани можно не только по достоинству оценить их размах и «полет» конструкторской мысли хивинских архитекторов, но и осознать, что по уровню комфорта и удобства они практически не уступают современным баням.