Мечети Узбекистана

Актуальность: 16.02.2024

Узбекистан: самое интересное

1. Мечеть Хазрет Хызр (Самарканд)

Мечеть Хазрет Хызр Самарканд

Мечеть Хазрет Хызр – уникальная в своем роде мечеть Узбекистана, отличающаяся в архитектурном плане от классических религиозных сооружений Средний Азии. Современное здание было построено в 1854 году на фундаменте более древней мусульманской мечети. Самое же первое упоминание относится к началу VIII века к периоду арабского завоевания обширных территорий в Средней Азии. Согласно легенде, после взятия Самарканда арабскими войсками под предводительством Кутыйбы в 712 году, завоеватели планировали затопить городскую стену города. Для этого они перекрывали плотиной канал Джуи-Арзис. Но огромная белая птица, неожиданно спустившаяся с небес, разрушила плотину. Это событие было воспринято мусульманами арабами как знамение свыше, и они построили на месте разрушенного зороастрийского храма огромную мечеть в честь пророка Хызра. Эта мечеть простояла более 4 веков, пока монгольское завоевание не превратило культовое место в груду руин (1220 год). Археологические исследования подтверждают о том историю про древность фундамента, правда датируют они его XI веков.

Мечеть Хазрет-Хызр (Самарканд)

 

Мечеть Хазрет Хызр – это одна из немногих мечетей в Узбекистане, которую относят к оригинальной народной самаркандской школе архитектуры. Первое, что бросается в глаза — высокая арочная ниша айвана, поддерживаемая мощными колоннами, роскошно украшенными национальным орнаментом. Но больше всего восхищения у паломников и туристов вызывают порталы и входные ворота, отделанные ажурной резьбой. Ради этого, даже если вы не исповедуете ислам, стоит зайти в мечеть в перерывах между молитвами, и насладиться величественностью этого места.

Помимо архитектуры, мечеть Хазрет Хызр получила дополнительную известность в 2018 году, как место, где расположен мавзолей первого Президента Республики Узбекистан – Ислама Каримова. Иностранные официальные делегации, высокопоставленные узбекские чиновники и простые жители республики часто приходят сюда почтить память усопшего руководителя и положить цветы на его могилу.

2. Мечеть Джами (Ташкент)

Мечеть Ходжа Ахрар Вали или мечеть Джами – главная религиозная постройка Ташкента и единственный образец пятничной мечети дворового типа, широко распространённого в Средней Азии в позднее Средневековье и началу Нового времени, в городе.

Первое здание мечети было построено в 1451 году на средства Шейха Убайдуллы Ходжи Ахрара, известного мастера суфизма. В 1868 году здание было сильно повреждено землетрясением, но уже в 1888 году было отреставрировано на средства императора Александра III, которому они были подарены бухарским эмиром по случаю коронации. 

Здание мечети было огромным и помпезным – в советское время это было по достоинству оценено. Если во многих религиозных постройках располагались склады и иные хозяйственные постройки, то мечеть Джами была отдана под Министерство просвещения УзССР. В годы независимости Узбекистана здание было призвано полностью аварийным и не подлежащим восстановлению –Джума-мечеть была снесена и восстановлена с нуля. От исторического здания ничего не сохранилось – строительство и отделка помещений велось из современных материалов с применением актуальных методов. Внутреннее убранство скромное – по замыслу современных архитекторов ничто не должно отвлекать верующих от общения со Всевышнем.

3. Мечеть Калян (Бухара)

Мечеть Калян – главная пятничная (джума) мечеть Бухары и вторая (после Биби-ханым в Самарканде) по размеру джума-мечеть Узбекистана, вмещающая до 12 000 верующих одновременно.  Входит в состав ансамбля Пои-Калян, включенный в объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Здание, дошедшее до наших дней, было возведено в XV веке при правлении внука легендарного Тамерлана Мирзо Улугбека (1409-1449) году, а окончательно внешний вид обрело в 1514 году, когда была предпринята грандиозная реставрация мечети, включающая декорирование фасада майоликой и изразцами. Но это была уже третья мечеть на этом месте. Первая была возведена в период с 1102 по 1130 в период правления Арслан-хана. Она была самым крупным религиозным объектом на территории всей Средней Азии и, согласно археологическим раскопкам, имела такой же размер, что и нынешняя джума. Вторая мечеть была возведена из кирпича в первой четверти XIV века. О причине ее исчезновения достоверных данных нет.

В архитектурном плане мечеть Калян представляет собой действительно уникальный образец средневекового исламского зодчества. Уже в XV веке здание было рассчитано на 12 000 человек, что требовало хорошей проработки акустики – имама должно быть слышно в каждом уголке этого грандиозного сооружения. В итоге была сделана колоннада по периметру прямоугольного здания с небольшими куполами. Их количество составляет 288 штук, но именно благодаря им обеспечивается великолепная акустика помещения.

Посещение мечети туристами допускается вне времени проведения молитв и других религиозных обрядов.

4. Мечеть Биби Ханым (Самарканд)

Биби Ханым (или мечеть Тамерлана) – самая большая мечеть Узбекистана и один из немногих памятников архитектуры времен Тамерлана.  К сожалению, сказать, что это полностью дошедшее до нас историческое здание нельзя – в XX веке оно медленно по крупицам восстанавливается из руин, но с очень бережным отношением к ее первоначальному виду и сохранившемуся историческому наследию. Уцелевшие здание и их куски искусно вписываются в «новострой», который сложно заметить невооруженным взглядом архитектора. Из всей грандиозной соборной мечети Тамералана к XX веку уцелели:

  • Портал «Млечный Путь» (частично)
  • Здания основной мечети
  • Два здания малых мечетей
  • Минарет

Мечеть Биби Ханым была воздвигнута в 1399-1404 годах по приказу Тамералана после удачного завершения военного похода в Индию. Она задумывалась как соборная (пятничная) мечеть Самарканда и по завершению строительства вмещала немыслимые по тем временем 10000 человек. На строительстве были задействованы лучшие мастера со всех концов империи Тимура – Индия, Иран, Хорезм, Золотая Орда. На одних только горных рудниках на добыче и обработке мрамора было задействовано более 500 человек, а для облегчения и ускорения доставки стройматериалов из Индии были доставлены 95 слонов.

Особое внимание при строительстве было уделено росписям, изразцам и отделке мрамора. Это действительно очень сложный декор даже для современных строителей, который делает Биби Ханым действительно выдающимся памятником архитектуры мирового значения.

5. Джума-мечеть (Хива)

Джума (или пятничная) мечеть – не просто наиболее значимое религиозное здание Хивы, но и, пожалуй, самая интересная достопримечательность древнего города. Как и полагается соборной мечети, она расположена в самом центре – в пределах крепостных стен Ичан-Кале. Согласно, письменным источникам Джума-мечеть была построена в X веке, но то древнее здание не сохранилось до наших дней. В конце XVIII века Абдурахман Михтар – один из влиятельных сановников хивинского правителя — на собственные деньги перестроил ее с максимальным уважением к работе зодчих древности.

Во-первых, был сохранен фундамент здание и его оригинальные пропорции. Во-вторых, по распоряжению Михтара была полностью воспроизведена архитектура здания. В-третьих, в мечети появилась своя «изюминка», которая сыграла особую роль в сохранности богатой истории региона и популярности среди туристов современности.

В отличии от традиционной архитектуры мечетей, Джума в Хивах не имеет купольного перекрытия, арок и расписных порталов. Плоская крыша опирается на 213 деревянных колонн, которые на первый взгляд кажутся одинаковыми. Но на самом деле все они были сделаны в разные эпохи разными мастерами и собраны со всех уголков Средней Азии в Хивах. Самые древние из них были изготовлены в X веке и перенесены из столицы древнего Хорезма – Кяты. На четырех колоннах выполнена искусная резьба арабской вязью почерком насх. 21 колонна содержит арабскую вязь куфического письма (X-XII века). Самые «молодые» опоры крыши были изготовлены в XVI-XIX веках и оформлены цветочными узорами хивинского типа. Но что самое поразительное – несведущий человек, не зная особенностей колонн, может с легкостью принять их за работу одного и того же мастера. Настолько четко прослеживается единый стиль, что действительно очень сложно поверить, что возраст деревянных опор может варьироваться с разностью в 900 лет!

Также при посещении Джума-мечети стоит обратить внимание на входные ворота. Они также представляют особую ценность и тоже были сделаны в разные эпохи. Самые древние датируются 1316 годом, а «современные» были изготовлены в 1789 году.

6. Мечеть Деггарон (Навои)

Мечеть Деггарон – одна из самых ранних исламских мечетей, сохранившихся на территории Узбекистана. Время ее постройки датируется XI веков, хотя более смелые предположения и исследования (например, историка-востоковеда Якубовского) отодвигают эту дату даже до VII века.

Мечеть Деггарон – это, пожалуй, самая необычная действующая мечеть Средней Азии. Она имеет нетипичную для ислама архитектуру и больше походит на храм зороастрийцев или даже на культовое сооружение раннехристианского периода. Археологические исследования говорят, что постройка XI века возведена на остатках более раннего сооружения – не исключено, что это мог бы храм другой конфессии до распространения мусульманства в Средней Азии. Возможно, Деггарон была первая мечеть в регионе и для лучшего восприятия местными жителями повторяла архитектуру, распространенную в регионе.

Мечеть Деггарон – действующая мечеть в селе Навои. Она полностью восстановлена и приведена в надлежащий вид по современной технике безопасности. Но кирпичная кладка, система куполов – все это бережно сохранено с момента постройки мечети почти 1000 лет назад.

7. Мечеть Кок-Гумбаз (Шахрисабзе)

Мечеть Кок-Гумбаз —  крупнейшей пятничной мечетью в Шахрисабзе и памятник архитектуры времен правления легендарного Тамерлана. Была построена в 1435 году при непосредственном участии известного астронома и философа Мирзо Угугбека, внука знаменитого правителя Средней Азии. Как и многие исторические мечети Узбекистана, Кок-Гумбаз возводилась на фундаменте более ранней домонгольской постройки.

Мечеть Кок-Гумбаз – часть архитектурного ансамбля Дорут-Тилляват и пристроена к усыпальнице Шамседдина Куляля, в которой покоится тело отца Тамерлана. Примечательно, что мечеть строилась последней в комплексе сооружений, и зодчие не просто смогли ювелирно выдержать ее высоту по усыпальнице, и симметрию расположения зданий. Ради этого им пришлось отказаться от важнейшего в исламе правила, по которому сооружение мечети должно строго ориентироваться в пространстве в сторону священной Мекки.

Узнать Кок-Гумбаз туристу можно безошибочно по куполу небесно-голубого цвета. В хорошую ясную погоду создается ощущение, что он парит в облаках – настолько идеально подобраны плитки лазурного цвета древними зодчими.

8. Мечеть Боло-хауз (Бухара)

Будучи одним из древнейших и богатейших городов Средней Азии, Бухара на протяжении многих столетий являлась крупнейшим духовным центром ислама в регионе. В городе в разные эпохи проживали видные теологи и богословы, укреплявшие славу Бухары, как центра мусульманской культуры и важнейшего духовного центра региона. Большинство среднеазиатских паломников, как в Мекку, стремились хоть раз в своей жизни попасть в город и посетить намаз в одной из величественных мечетей Бухары, славящейся неповторимой атмосферой и архитектурой.

Как и все среднеазиатские города, расположенные на Великом Шелковом пути, Бухара имела ярко выраженную центральную площадь (Регистан), на которой размещались важные административные здания – дворец правителя, главная мечеть города, торговые площади, канцелярия и городская больница. До наших дней весь архитектурный ансамбль Регистана не сохранился, за исключение Боло-Хауза – мечети с хаузом, типичным для Бухары и представляющем собой искусственный водоем для хранения жизненно важной для столь засушливого региона воды. С помощью кожаных сосудов горожане могли набирать живительную влагу и относить ее себе домой. Чистоте воды уделялось особое внимание – водоем регулярно чистили, но к XX веку стало понятно, что этого совершенно недостаточно, чтоб считать воду пригодной для питья. Лишь проведение в Бухаре водопровода при советской власти окончательно превратил хауз в элегантный элемент архитектуры. 

Строительство Боло-Хауза началось в 1712 года и продолжалось вплоть до 1917 года. Первой была возведена зимняя мечеть (1712), которая практически сразу превратилась в главную пятничную мечеть Бузары – в ней молился сам бухарский эмир. Последней постройкой является минарет, возведенный на закате Российской империи, в 1917 году.

Очень интересна архитектура айвана – летней части мечети, представляющей собой просторную террасу, защищенной от палящего солнца и дождя. Ее крышу поддерживают 20 тонких колонн, выполненных из дерева и венчающихся тончайшей резьбой, напоминающий сталактиты. По традиции местные жители называют Боло-Хауз «мечетью сорока столбов», считая также отражения в хаузе.

Внутреннее убранство и оформление интерьеров представляет собой великолепный образец пятничной мечети XIX — начала XX веков. Боло-Хауз является действующей мечетью Бухары и одновременно объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО (объект №603).