Содержание статьи:
1. Усадьба Хмелита
2. Смоленская крепость
3. Здание Александровского реального училища в Смоленске
4. Национальны парк «Смоленское Поозерье»
5. Успенский собор Смоленска
6. Дом-музей Юрия Гагарина
7. Одигитриевская церковь в Вязьме
8. Дом-музей Пржевальского
9. Музей-усадьба М.И. Глинки в Новоспасском
10. Католический костел в Смоленска
Смоленск — город с многовековой историей. Это один из древнейших русских городов. Впервые о нем упоминается в Устюжском летописном своде 863 года. Летописное повествование гласит, что уже на тот момент «град велик и мног людьми».
Образовался он на древнем торговом пути «из варяг в греки» и обратно. Историки полагают, что отсюда и берет свое название город. На тот момент купцы передвигались на лодках и в городе обращались за помощью к ремесленникам, которые смолили лодки. Такое удачное расположение Смоленска и предопределило его стратегически важное значение в Киевской Руси.
В период с 12 по 13 века Смоленск являлся одним из крупнейших городов Древней Руси. 1136 год стал отправной точной просветительского и культурного развития. Князь Ростислав Мстиславович учредил здесь епископию, возглавлял которую грек Мануил. Благодаря ему стали распространятся просветительские учения в народ, что подтверждают сохранившиеся берестяные грамоты и граффити на стенах каменных храмов.
Смоленск всегда оказывался в центре всех политических событий Руси. По одной простой причине — смоленские князья являлись потомками Мономаха и их слово было решающим в государственных делах. Основной упор они делали на культурное обогащение своей земли. Здесь интенсивно развивалось зодчество, строились каменные соборы, архитектурные школы, выпускники которой в дальнейшем работали в Рязани, Новгороде, Пскове. К счастью в Смоленске сохранилось большое количество памятников монументального зодчества о которых мы расскажем чуть позже.
В XV веке город был захвачен литовским князем Витовтом и более 100 лет принадлежал Великому княжеству Литовскому. Лишь в 1514 году московский князь Василий III смог вернуть родной город обратно и закрепить за ним статус «щита Московского государства». С того момента Смоленские земли настоящей ареной ожесточенных боев, так как считалось, что тот, кто владеет городом – владеет всей российской землей.
По этой причине в 1596 году было принято решение обнести Смоленск крепостной стеной (кремлем) – выдающимся военно-инженерным и архитектурным сооружением, историческим памятником. Эти стены видели и Отечественную войну 1812 года, и восстания Емельяна Пугачева, и последствия Октябрьской революции, и были в оккупации немецко-фашистских захватчиков. Жители Смоленска самыми первыми испытали бомбежку немецкой авиацией, которая началась через два дня после объявления войны.
Жители города стойко выстояли это тяжелое время: на территории города и его пригородов расположено более 80 братских могил и захоронений, в которых покоится около 135 тысяч убитых участников сопротивления, бойцов, мирных женщин и детей, военнопленных.
Оккупация нанесла огромный ущерб городу. Были полностью разрушены железнодорожный узел, промышленные предприятия, улицы, дома, культурно-исторические и архитектурные памятники.
Но не смотря на все выпавшие суровые испытания, Смоленск не потерял свой шарм и неповторимый облик. Крепостные стены и древние храмы, скромные обелиски и величественные монументы тянутся красной нитью сквозь судьбу нашей необъятной Родины. Никакие пожарища и нашествия неприятеля не смогли потушить огонь патриотизма и мужества русского народа. Не зря Смоленск – это ключ-город, ведь он способен открыть сердца и души своих гостей и навсегда там остаться.
1. Усадьба Хмелита
Место поистине уникально, ценители исконно русских пейзажей, тихой провинции и антуража XIX века, а также творчества А. С. Грибоедова могут насладиться этим времяпрепровождением. Некогда это была усадьба дворянского семейства Грибоедовых, сегодня — Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А. С. Грибоедова.
Открыт он был 1990 году по инициативе местных властей, желающих сохранить не только этот памятник истории и культуры, но запечатлеть в века уникальный ландшафт этих мест, которые напрямую связаны с жизнью и творчеством великого русского писателя.
Заповедник объединил в себе:
- ряд мемориальных памятников: Хмелиту, Григорьевское, Городок, Никольский сад, Богородицкое, Косткино;
- несколько археологических памятников: множество курганных могильников, городища и селища; а также
- памятники природы: Трансливское и Семеновское болота.
Безусловно, сердцем заповедника является усадьба Хмелита, которая с 1680 года стала родовым гнездом Грибоедовых. На сегодняшний день – это старейшая барская усадьба на Смоленщине. Стиль и роскошь здания удивляет потомков и по сей день. Интерьер усадьбы пропитан духом и антуражем XIX века. Не удивительно, что именно здесь проводят культурно-массовые мероприятия, в том числе и Грибоедовские чтения.
К сожалению, до нашего времени не сохранился первоначальный облик усадьбы, так как в 1954 году из-за пожара строение было практически полностью уничтожено. Только в 1970-х годах началось полноценное восстановление Хмелиты. Первый директор усадьбы — Виктор Евгеньевич Кулаков – мастер и энтузиаст, смог максимально быстро и эффективно восстановить не только барскую усадьбу, но и все усадебные пристройки: конюшню, галерею, флигели юго-восточной и юго-западной сторон. Тогда же была отреставрирована Казанская церковь и частично воссоздан регулярный парк.
Дом-музей привлекает и одновременно удивляет своих гостей. Огромный усадебный дом-музей рассказывает о жизни и творчестве поэта, знакомит о быте классического русского дворянства и стреляет в самое сердце своими животными пейзажами.
Адрес: Россия, Сиоленская область, село Хмелита, улица Грибоедова, 9.
2. Смоленская крепость
Борис Годунов не пожалел ни средств, ни сил ради строительства Смоленской крепости и ради того, чтобы его потомки могли лично прикоснуться к древнейшей исторической постройке.
В свое время крепость имела важное оборонительное сооружение. Как только Смоленск стал «щитом Москвы» город стал подвергаться нападкам со стороны недоброжелателей. Построена она была на берегу Днепра и на протяжении четырех столетий держала оборону от литовских, польских, наполеоновских, немецко-фашистских войск.
Изначальная протяженность Смоленской крепостной стены — 6,5 км, ширина – около 6 метров, высота достигает 13-19 метров. Увы, частые боевые сражения на территории города плачевно отразились на целостности крепости. До наших дней дожили 18 башен из 38 и 9 фрагментов стены — меньше половины прошлого величия. Но даже эти сохранившиеся участки поражают воображение своим былым величием и масштабностью, ощущением нерушимой твердыни и мощи.
Возможно, именно это дыхание истории так и манит туристов со всего земного шара, заставляя их снова и снова взбираться на вершины кремля и любоваться фантастическим панорамным видом на Смоленск.
Особенные красоты города открываются с башни Орел. Моховая башня также привлекательна для посещения. Здесь туристы могут осмотреть экспозиции, посвященные крестьянскому быту, «Смоленские украсы». В Громовой башне обустроена экспозиция «Военная история Российского военно-исторического общества». С башни Веселуха открывается шикарный вид на Днепр, где и посей день веселятся и отдыхают жители и гости Смоленска. Но не обязательно взбираться на многовековые башни, даже гуляя по территории крепости можно испытать настоящее удовольствие от увиденного и услышанного от экскурсовода.
Еще удивительный факт о крепости – она огибает город, словно «жемчужное ожерелье». Сам Борис Годунов называл смоленскую крепость «ожерелье всея Руси». Приезжая в Смоленск и прогуливаясь по центру города нельзя не наткнуться на фрагменты и сохранившиеся участки древнейшего сооружения.
Адрес: Россия, г. Смоленск, ул. Большая Советская, 11.
3. Здание Александровского реального училища в Смоленске
В 1877 году в Смоленске рядом с Городской думой началось строительство реального училища. Спустя 3 года ему было присвоено название «Александровское» в честь 25-летия царствования императора Александра III. В те годы такие здания строились для тех, кто не имел возможности получить классическое образование. Реальные училища включали в себя шесть классов обучения и практические все учебное время посвящалось изучению физики, математики, биологии и другим естественным наукам.
Разработкой проекта строительства занимались архитектор М. Ф. Мейшер и инженер О. Ф. Хартен. Они взяли за образец корпус реального училища в г. Ливны Орловской губернии, но в 1898-1899 годы под руководством инженера Е.Ф. Лыщинского здание было частично перестроено.
Значимые события для нашей страны отразились и на Александровском реальном училище. После Октябрьской революции здесь расположилось губернская советско-партийная школа. В годы Великой Отечественной войны здание все выгорело изнутри. И только в 1947 году архитектор Д. П. Коваленко занялся восстановительными работами. Их цель была направлена на то, чтобы в бывшем здании реального училища начал функционировать Смоленский строительный техникум. Позже в этом же здании был открыт дом молодежи, музей истории молодежного движения, а в мае 2011 года свои двери для посетителей открыла разместившаяся здесь Художественная галерея.
Для наших дней здание галереи – это настоящий памятник архитектуры XIX века. Это трехэтажное здание с подвалами по сей день обладает дворцовой представительностью и является ярким образцом общественного строительства в период эклектики. Благодаря своему окрасу училище особо контрастирует на фоне всех строений на улице Коммунистической. В прошлом оно выделялось контрастной красно-белой окраской фасадов, а в наше время окрашено в приглушенно розовые цвета.
Главный фасад разделен лопатками на пять частей и имеет ступенчатый силуэт с нарастанием к середине, которую подчеркивает щипцовый фронтон. Все этажи здания разделены карнизами или объединены вертикальными нишами. Арочные окна ритмично чередуются с рядами прямоугольных ставен. И все это архитектурное великолепие украшено узкими лежачими филенками, рустованными архивольтами, короткими каннелированными полуколоннами.
Но не только внешне бывшее Александровское реальное училище роскошно, оно восхищает и своим внутренним утонченным шиком. Помещения здесь объединены с коридорами поперечными арками. Зайдя в здание вы сразу же попадете в просторный вестибюль, достопримечательностью которого является сохранившаяся многовековая трехмаршевая парадная лестница с былыми ажурными металлическими ступенями.
Нельзя не отметить входные ворота с арочным проездом и двумя калитками (левая ложная), которые стилизованы под романское зодчество. Над аркой, в киоте, увенчанном короной красуется герб с пушкой и цифрами «1812».
Архитекторы той эпохи сделали все, чтобы это величественное здание могло восхищать своих потомков долгие лета. Бывшее Александровское реальное училище по праву является одним из самых красивых зданий города Смоленска и его области.
Адрес: Россия, г. Смоленск, ул. Коммунистическая, 4.
4. Национальный парк «Смоленское Поозерье»
Национальный парк «Смоленское Поозерье» был основан в 1992 году ради сохранения природной уникальности этих заповедных земель. Смоленская область в принципе славится своим многообразием лесов, озер и водоемов. Последние образованы в результате таяния ледника, но каждый из них обладает неповторимой красотой и «характером».
Сама площадь парка занимает примерно около 3% площади Смоленской области, четыре пятых которой – это густые и труднопроходимые леса Четыре пятых его площади занимают густые леса, внутри которых произрастает 55 исчезающих и редких растения Смоленской области, десять из которых занесены в Красную книгу России.
Местным жителям удалось пронести сквозь века тот первозданный вид лесов парка, сохранить их уникальную флору и фауну, озера и чистейший бассейн реки Западной Двины. С 2002 года Смоленское Поозерье включено в список биосферных резерватов ЮНЕСКО. В 2014 году парк присоединился к белорусской программе восстановления популяции зубров в центральной части страны. Правда инфраструктура в этих местах за последние десятилетия шагнула не так далеко вперед, но это ничуть не останавливает туристов и местных жителей. Ежегодно сюда приезжают толпы гостей, чтобы увидеть:
- самое глубокое озеро этих мест — Баклановское озеро
- самое красивое озеро Сапшо, которое часто сравнивают с Байкалом;
- Багряный остров и насладиться его осенними лесными пейзажами;
- остров Любви и арендовать там лодку или катамаран;
- Мертвое озеро, которое скрылось в самых глубинах леса и в котором абсолютно нет рыбы.
Лучшее время года для посещения заповедника – конец весны и весь летний период. В это время жизнь здесь начинать кипеть. Сотни перелетных птиц начинают здесь вить свои гнезда и нарушать тишину леса своими звонкими песнями. Стремительно разворачивают свои листья липы и лещины. С таянием снегов просыпают ежи, а вместе с ними и гадюки, поэтому туристам нужно быть максимально осторожными в этот период.
Но чаще всего туристы едут сюда не за красотами растительного мира, а ради того, чтобы увидеть краснокнижных зубров. Наблюдать за ними можно в любое время года, но эти уникальные животные стараются не попадаться на глаза человека. Но в десять и восемнадцать часов зубры выходят к кормушками, поэтому счастливчики могут краем глаза взглянуть на это величественное животное.
В административной центральной части парка — в поселке Пржевальском, функционирует санаторий, в котором на основе местных минеральных вод занимаются лечением заболеваний желудка, печени, эндокринной системы. Рассолы и грязи из озера Мутного помогают справится с расстройствами нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Гостям предлагается разместиться в корпусах или гостевых домиках. Удивительно, но отдых, лечение и косметологические услуги в Пржевальском не слишком дороги.
Адрес: Россия, Смоленская область, Демидовский район, поселок Пржевальское, улица им Гуревича, 19.
5. Успенский собор Смоленска
Ежегодно тысячи путешественников и паломников съезжаются со всего мира, чтобы посетить один из самых почитаемых храмов России. Успенский кафедральный собор в Смоленске — выдающийся памятник барочной архитектуры, по красоте убранства занимает одно из первых мест в Европе.
История этого уникального сооружения богата и многострадальна. В 1101 году князь Владимир Мономах издал приказ – основать на Соборной горе каменный собор Успения Пресвятой Богородицы. С того момента храм стал первым памятником монументального зодчества в Смоленщине. Но в период Смутного времени храм очень сильно пострадал. Польские войска Сигизмунда III на протяжении двадцати месяцев осаждали город. Во время очередного штурма польские захватчики взорвали находящиеся в толще Соборной горы пороховые погреба (по другим данным, запасы пороха находились в самом соборе), и верхняя часть храма рухнула. Под обломками погибли все укрывавшиеся в нем верующие жители города.
Чуть позже поляки над руинами храма соорудили деревянное перекрытие и устроили в нем костел. И только после возращения Смоленска Московскому государству было принято решение опять возвести храм, но не реставрироваться старый, а разобрать и построить новый.
Сто лет потребовалось для того, чтобы двери храма вновь открылись всем верующим. В 1676 году царь Алексей Михайлович – очень набожный человек, Смоленскому архиепископу Симеону план строительства нового собора. На реализацию проекта было выделено 2000 рублей серебром и 399 пудов железа. Из Москвы был прислан зодчий Алексей Корольков и начались строительные работы.
За полтора года стены возвели до круглых окон второго яруса, но из-за допущенных ошибок и просчетов возникла угроза обрушения, и в 1679 году строительство остановили. Возобновили их лишь в 1712-м. Спустя 16 лет под руководством архитектора А.И. Шеделя здание достроили: соорудили семь куполов, украсили фасады, стены и потолки. В 1730-1740-х годах над декором интерьера работали украинские мастера — С. Трусицкий и его помощники П. Дурницкий, Ф. Олицкий и А. Мастицкий. Они создали великолепный пятиярусный иконостас — настоящий шедевр барочного искусства, украсили его скульптурами ангелов и резными виноградными лозами, цветами подсолнечника, дуба и клена.
В 1740 году собор освятили, но через двадцать лет огромный каменный купол провалился вместе с западными главами. Собор нуждался в реконструкции и ремонте. Помощь пришла от самой императрицы Екатерины II, она прислала 11 900 рублей на восстановление. Благодаря ей и многочисленным пожертвования началась масштабная реконструкция Успенского храма.
Архитектор Петр Обухов, убрав семиглавое завершение, вернул собору традиционное пятиглавие и установил деревянный купол. Фасады собора украшены декором в стиле барокко, внутреннее убранство наполнено светом и воздухом. Сегодня мы имеем возможность видеть храм в том облике, в котором он предстал пред всеми верующими в далеком 1772 году.
Последующие века для собора были непростыми. Успенский храм чудом уцелел в годы Отечественной войны 1812 года. Французы не только не разрушили храм, но и всячески оберегали его. После Октябрьской революции в соборе некоторое время был организован музей атеизма, сохранивший все ценности. Во время Великой Отечественной войны собор также выстоял все бомбежки и вражеские злодеяния. По распоряжению генерала Гудериана, командующего немецкой танковой дивизией, собор был под особой охраной. Советским же артиллеристам было запрещено использовать храм, как ориентир для наведения орудий. К сожалению, в годы оккупации была бесследно утеряна главная святыня обители – Смоленская чудотворная икона Божьей матери «Одигитрия».
Как появилась эта икона доподлинно не известно. По преданию, её привезла дочь византийского императора Константина IX Мономаха, которую выдали замуж за князя Всеволода Ярославича. У византийской царевны и русского князя родились сын Владимир и дочь Янка. После смерти родителей икона перешла Владимиру Мономаху. Именно он в начале XII века привез её в Смоленск и поместил в новый собор. Тогда она и стала называться «Смоленской».
Вокруг иконы проходило много чудотворных событий. Одни из таковых являлось избавление Смоленска от нашествия Хана Батыя в 1239 году. Воин Меркурий по велению иконы направился во вражеский стан и ценой собственной жизни спас город. Воин был причислен к лику святых, а его доспехи – шлем, копье и сандалии – хранились в храме как великая святыня.
В 1941 году на месте пропавшей иконы был установлен образ Богоматери «Одигитрия» (1602), привезенный Борисом Годуновым, который и по сей день находится в правой части собора.
Слева находится еще одна святыня – плащаница «Положение во гроб», вышитая в 1561 году в златошвейных мастерских Ефросиньи Старицкой. Ее так же французы пытались вывезти за пределы России, но смоленским партизанам удалось перехватить наполеоновских обоз и вернуть реликвию в родные стены.
В архитектурный ансамбль Успенского собора входит также колокольня, палаты и каретные корпуса, взглянуть на которые может каждый желающий. В северо-восточной части Успенского собора расположена смотровая площадка, откуда открываются великолепные виды на Смоленский кремль, воды Днепра, городские кварталы.
Адрес: Россия, г. Смоленск, ул. Соборный Двор, 5.
6. Дом-музей Юрия Гагарина
Юрий Алексеевич Гагарин вошел в историю всего мира, как человек, совершивший первый полет в космос. Кто бы мог подумать, что некогда простой русский деревенский мальчишка сможет увидеть наш земной шар из космического пространства.
Родился Юрий Александрович в селе Клушино Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области. Здесь он жил до 1949 года. Эти годы были крайне тяжелыми для семьи Гагариных: голод, живущие по соседству немецкие оккупанты, бедность. Отец Юрия буквально по бревнышку перевез свой дом из деревни Клушино в город Гжатск (тогда так назывался город Гагарин).
Сегодня дом-музей является памятником истории и культуры Федерального значения (Постановление Совета Министров РСФСР № 624 от 04.12.1974 года). Внесен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения (Указ Президента Российской Федерации № 176 от 20 февраля 1995 года).
Но на тот момент это был самый обыкновенный дом. В нем прошли школьные годы будущего космонавта. Первоначально дом, построенный в 1933 году, находился в деревне Клушино. В 1945 году семья Гагариных переезжает в Гжатск, и в 1947 году отец Ю. А. Гагарина — Алексей Иванович Гагарин — переносит его в город и устанавливает на улице Ленинградской (ныне улица Гагарина). Здесь прошли школьные годы будущего космонавта.
В 1969 году было принято решение разместить в доме музей в целях увековечивания памяти о первом космонавте планеты и популяризации достижений космонавтики. 5 апреля 1970 года состоялось торжественное открытие Мемориального музея Ю. А. Гагарина.
Внутреннее убранство ничем не отличается от тысячи таких же домов простых крестьян. Единственной его особенностью является тот факт, что вся мебель сделана собственноручно отцом Юрия – Алексеем Ивановиче, плотником по специальности. В интерьере дома воспроизведена обстановка крестьянского жилища Смоленщины 1930-х годов, окружавшая маленького Юру в раннем детстве. Гуляя по комнатам дома всеми клетками начинаешь чувствовать тот домашний уют и душевное тепло, которое окружало будущего космонавта. Большая печка с чугунками и ухватами, ажурные салфетки, выбитые наволочки, советские кровати, дорожки, расстеленные по всей избе – все это создает неповторимую атмосферу. В углу комнаты стоит проигрыватель с пластинками, которые слушал Юрий Александрович. Его сестра Зоя в детстве пометила все его пластинки буквой «Ю» и теперь каждый может услышать музыкальные предпочтения космонавта.
Во дворе дома располагаются хозпостройки и колодец. За домом-музеем восстановлена землянка, в которой жила семья Гагариных полтора года немецкой оккупации. Внутри землянки воссоздана обстановка на период оккупации — с октября 1941 по март 1943 года.
Рядом с домом растет сирень, посажанная Юрием Гагариным. Над крышей музей шумит листва привезенного из Западной Сибири Алексеем Леоновым могучего кедра. Почему кедр, а никакое другое дерево? Все очень просто – позывной Юрия Гагарина «кедр». Поэтому все очень символично.
Перед домом установлен очень трогательный памятник Анне Тимофеевне Гагариной: горюющая мать, которая ждет своего сына из невозвратного полета. В ногах у Анны Тимофеевны лежит пес, тот самый, которого в детстве подобрал Юра на улице и принес домой. Он так же +безутешно тоскует и ждет своего спасителя. Установили памятник 10 апреля 2001 года – в 40-ую годовщину первого полета в космос.
Яркой особенностью посещения дома-музея является дегустация воды из Гагаринского колодца, ставшая своеобразным ритуалом для не летавших космонавтов.
Адрес: Россия, Смоленская область, Гагаринский район, деревня Клушино, дом 42.
7. Одигитриевская церковь в Вязьме
Великолепный храм украшает вяземские земли, подобие которого не сыскать на всей Смоленской земле. Одигитриевская церковь – архитектурный исторический памятник XVII века, который включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
На первый взгляд может показаться, что это скромный одноэтажный сельский храм, но по факту – это удивительное сооружение, которое мастерски сочетает в себе застенчивую простоту и в тоже время изысканную роскошь. Нарядность церкви придают блестящие разноцветные вставки в тимпанах кокошников. Кокошники эти образуют пирамиду, которая является основание для прекрасных шатровых глав. Центральный шатер, венчающий сруб, — световой, остальные – с небольшими фальш-окнами.
Одигитриевская церковь – была построена в тот период, когда на смену запрещенному шатровому стилю пришло дивное узорочье с разнообразием декоративных элементов: кокошников, изразцов, резных деталей. В те годы патриарх Никон приказал разрушить существующие трёхглавые храмы и запретил строить новые. Но благодаря тому, что один стиль еще окончательно не утратил своих позиций, а другой не утвердился, произошло такое уникальное слияние, которое ярко отразилось в фасаде Одигитриевской церкви. На Руси удалось сохранить всего три трёхшатровых храма: церкви в Вязьме, Угличе и подмосковных Путинках.
Доподлинно не известно, когда была построена церковь в Вязьме. Считается, что появилась она в 1634 году, но никаких свидетельств, которые могли бы быть указаны в переписной книге 1634 года, нет. Возвели ее в честь иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской. В переводе с греческого «Одигитрия» означает путеводительница. В годы Отечественной войны церковь очень сильно пострадала и после этого несколько лет пребывала в забвении
Во время Отечественной войны 1812 церковь очень сильно пострадала и в течение нескольких лет пребывала в забытье. Лишь в 1832—1837 гг. удалось профинансировать восстановление собора. нашлись средства на восстановление собора. С того момента храм не единожды подвергался разорению и разгрому. К счастью, потомки имеют честь лицезреть этот уникальный архитектурный памятник.
Адрес: Россия, Смоленская область, г. Вязьма, ул. Докучаева, 48А.
8. Дом-музей Пржевальского
Наша страна славится выдающимися поэтами, композиторами, исследователями, учеными. Николая Михайлович Пржевальский является одним из них. Особенно он известен тем, кто охотно увлекается географическими науками. Хоть прожил он не столько долго, но внес невероятный вклад в развитие этой науки: возглавил и провел пять больших экспедиций, исследовал территории Монголии, Западного Китая, Тибета, изменил карту Центральной Азии, собрал невероятных размеров зоологическую, минералогическую коллекции и гербарий. Его труды переведены на многие языка мира. Пржевальский стал доктором нескольких университетов, почетным членом 23 научных учреждений России и Европы. Получил высшую награду Императорского Русского географического общества – Большую Константиновскую медаль и именную золотую медаль Петербургской Академии наук.
Родился известный первооткрыватель на Смоленщине, в имении Кимборово Ельнинского уезда (ныне Починковский район). Дивная природа здешних мест никак не хотела его отпускать, да и Николай Михайлович особо не сопротивлялся. В июне 1881 года он приобрел у помещика Л. А. Глинки имение Слободу. Особенно полюбились путешественнику здешние условия для охоты и рыбалки. Поэтому после покупки Пржевальский сразу же заселился в небольшой домик бывшего владельца.
В 1887 году рядом со старым домиком открыл свои двери новые хоромы, построенные по проекту самого Николая Михайловича. К сожалению, в годы Великой Отечественной войн дом был сожжен немецко-фашистскими захватчиками. Только спустя 36 лет на бывшем пепелище был торжественно открыт дом-музей им. Н. М. Пржевальского.
Гостям музея дается возможность оказаться в той обстановке, которая царила здесь в последние месяцы жизни Пржевальского – все мемориальные комнаты с любовью и трепетом воссозданы по сохранившимся архивным документам. В доме-музее можно увидеть изображение родословного древа и герба Пржевальских; материалы, касающиеся военной и преподавательской деятельности Николая Михайловича, в том числе свидетельство об окончании Пржевальским академии Генерального штаба и рукопись лекций, прочитанных им в Варшавском юнкерском училище в 1866-1867 гг. Здесь хранится бесценный экспонат музея – последний автограф Пржевальского. Это реальный кусочек деревянной колонны его дома, на котором рукою Николая Михайловича в день отъезда в последнее путешествие написано красным карандашом: «5 августа 1888 года. До свиданья, Слобода!».
Особый интерес для туристов представляют подлинные карандашные рисунки Всеволода Ивановича Роборовского, помощника Пржевальского по научной работе, сделанные им в составе третьей и четвертой экспедиций. Эти экспонаты несут особую ценность, так как в те годы никаких фотоаппаратов не было и все увиденное передавали только бумага и карандаши.
Адрес: Россия, Смоленская обл., Демидовский р-н., п. Пржевальское, ул. Советская, д. 49.
9. Музей-усадьба М.И. Глинки в Новоспасском
Еще одного великого русского человека взрастила смоленская земля. Здесь жил и творил великий русский композитор Михаил Иванович Глинка. Усадьба расположена в 128 километрах от Смоленска в деревне Новоспасское Ельнинского района. Именно в этом месте зародилось светлое чувство к музыке, которое он пронес сквозь года. Михаил Иванович впитал музыкальные традиции, полюбил народные песни и писал свои шедевры.
Главной достопримечательностью усадьбы является двухэтажный дом, окруженный флигелями, хозяйственными постройками, оранжереи, в которых раньше выращивали редкие для этих мест фруктовые деревья – персики, лимоны и ананасы.
Внутренне убранство дома рассказывает своим гостям о том, как жил и творил Глинка. Хранители музея постарались максимально точно воссоздать былую обстановку. Большая часть мебели – воссозданные копии, но есть некоторые предметы, которые раньше принадлежали семье композитора. Посетители могут взглянуть на:
- комнату отца композитора Ивана Николаевича Глинки;
- комнату матери, Екатерина Андреевны;
- девичью комнату с образцами рукодельной вышивки и кружев;
- экспозиции, посвященные композитору Глинке;
- спальню и рабочий кабинет Глинки;
- неповторимую комнату птиц, где некогда наслаждался мелодичным пением пернатых Михаил Иванович.
В зале, столовой, бильярдной, кабинете композитора – везде ощущается его незримое присутствие, все проникнуто духом того времени.
Недалеко от усадьбы есть парк, в котором растет девять высаженных композитором дубов. Под одним из них сидел Михаил Иванович, слушал мелодию ветров, вдохновлялся и писал свои знаменитые произведения. Одним из таковых является партитура к опере «Руслан и Людмила». Перекат на излучине Десны – еще одно любимое место композитора. Говорят, что Глинка мог часами слушать как сквозь каменные голыши течет быстрая река и вызванивает собственную мелодию. С большой цветочной поляны он наблюдал за народными песнями и плясками крестьян, а потом шел и писал сцены для «Ивана Сусанина». В Новоспасском было написано множество романсов и фортепианных пьес.
Ежегодно сюда приезжает огромное количество гостей ради музыкального фестиваля имени Глинки — закрытие фестиваля обычно проходит в Новоспасском, в том числе и на территории усадьбы. Посетители имеют уникальную возможность не только окунуться в очаровании музыки Глинки, но и вдохнуть глоток свежайшего воздуха, отведайте хрустальной воды из чистого глинкинского колодца и бесповоротно влюбиться в это место.
Адрес: Россия, Смоленская область, Ельнинский район, деревня Новоспасское
10. Католический костел в Смоленске
Римско-католический костел в Смоленске — одно из самых любопытных зданий, которое одновременно вызывает неподдельный интерес и страх у гостей и местных жителей. Все дело в том, что это здание абсолютно отличается от всех остальных смоленских сооружений. Выстроено он 1894—1896 гг. в готическом стиле, который характеризуется, как «устрашающе величественный». Такие католические храмы свойственны для Центральной, Западной и частично Восточной Европе с конца XII по начало XVI века. Главной его особенностью являются стрельчатые окна, устремленные ввысь линии, острые шпили, визуальное доминирование в окружающем пространстве.
История костела начинается в XVII веке, когда земли Смоленска вернулись к Московскому княжеству после сорокалетнего пребывания под власть Великого княжества Литовского. Некоторые литовцы и поляки сбежали отсюда, другие же сдались в плен и образовали отдельную общину. Они с трепетом хранили свои традиции, в результате чего был построен костел.
Но как и большинство строений Смоленска он был разрушен французами в 1812 году. В 1838 году был построен каменный костел, но к концу XIX века община так возросла, что католикам стало в нем тесно. Поэтому, после недолгих согласований в различных государственных и религиозных инстанциях, в 1894-96 годах на общественные пожертвования по проекту архитектора М.Ф. Мейшнера был построен костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, которым мы можем видеть и сейчас. Увы, курирующий этот проект архитектор М. Ф. Мейшнер так и не смог увидеть окончание строительство. После смерти автора проекта, стройку возглавил архитектор Л.И. Дубейковский.
После революции 1917 года здание костела претерпело немало перипетий. Из костела вынесли метрические книги, а позже и все изделия из серебра и золота, дарованные прихожанами. Службы здесь проходили до 1936 года, когда был арестован его настоятель И. Жолнерович. С 1940 года костел передан под архив НКВД, а в 1956-ом в нем разместился Государственный архив Смоленской области. В это время со шпилей храма сняли уникальные позолоченные кресты, бесследно исчезли еще остававшиеся элементы внутреннего убранства, огромный орган демонтировали и отправили в утиль.
Римско-католический костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии – редкое украшение Смоленска, которое нуждается в серьезной реставрации. Католики России надеются на то, что храм рано или поздно будет им передан для использования по его прямому назначению, однако, ясного понимания того, что будет в дальнейшем с этим прекрасным культовым сооружением — нет. Какой исход будет этой истории – не понятно, но ясно одно – нужно торопиться увидеть это чудо архитектуры.
Адрес: Россия, г. Смоленск, ул. Урицкого, 10