Православие в Узбекистане – вторая по численности верующих религия страны, играющая значительную роль в его истории и культуре. По данным на 2015 год более 4% граждан Узбекистана считают себя приверженцами Русской православной церкви, которая на территории страны управляется Ташкентской и Узбекистанской епархией.
Историю распространения христианства в Средней Азии традиционно связывают с миссионерской деятельностью апостола Фомы и Андрея Первозванного. Об этом рассказывается в житиях этих апостолов, а также, например, в неофициальном историческом названии небольших христианских общин в Индии «христиане апостола Фомы». Из-за политического противостояния Римской империи и тогдашней Персии – в последней начались массовые гонения на новую веру после принятия ее официальной в могущественном Риме. Тем не менее, православие имело сильные позиции в Средней Азии – было создано даже Хорезмийское (Хвалисское) архиепископство, входившее в состав Антиохийского Патриархата. Завоевание арабов и стремительное распространения ислама в Средней Азии резко подорвали позиции православных и христиан в целом. К XIV веку гонения и фактический запрет христианства во многих государствах Средней Азии свели количество последователей этой религии практически к нулю.
Возрождение христианских общин в Средней Азии началось только в XIX веке, когда регион стал частью Российской империи. К концу 1840-х годов возникают первые постоянные поселения из переселенцев из России, постоянные военные гарнизоны, где количество православных верующих составляло большинство. Это требовало от властей создания не «походных» храмов, а постоянных религиозных объектов, где люди могли совершать свой культ. Программа по поддержке переселения русских крестьян в плодородные регионы Туркестана в какой-то момент создала внушительные 10% православного населения в исторически мусульманском регионе. И это несмотря на запрет из Петербурга вести всякую миссионерскую деятельность среди местного населения, чтобы не создавать межрелигиозные конфликты. Ислам — важная составляющая российского общества, и большое количество военнослужащих императорской армии было последователями этой религии.
Сегодня Русская православная церковь в Узбекистане – это 35 постоянно действующих приходов, один мужской и два женских монастыря и Ташкентская духовная семинария — высшее духовное учебное заведение, готовящее священно- и церковнослужителей. Ташкентская и Узбекистанская епархия РПЦ бережно хранят важнейшие православные реликвии:
- Копия Иверской иконы Божьей Матери, написанной на Святой горе Афон.
- Рука пророка Даниила, которую перенес в Самарканд еще Тамерлан после покорения им Месопотамии в XIV веке. Важно отметить, что это реликвия одинаково почитается как христианами, так и мусульманами.
1. Кафедральный собор Успения Божией Матери (Ташкент)
Кафедральный собор Успения Божией Матери – главный православный храм Узбекистана, Ташкентской и Узбекистанской епархии Русской православной церкви.
История кафедрального собора началась в середине XIX века с крохотной деревянной Пантелеимоновской церкви при военном госпитале. При росте количества прихожан, возросла потребность в просторном храме, который начали строить на народные средства в 1877 году. Строительство была поддержана разными слоями общества, наибольший вклад среди которых внес туркестанский генерал-губернатор Константин фон Кауфман и купец первой гильдии Дмитрий Захо. 31 января 1879 года храм был освящён в честь великомученика и целителя Пантелеимона.
В советское время православный храм постигла та же участь, что и большинство остальных православных мест бывшей Российской империи – он был закрыт и переоборудован в склад. Однако, уже в 1945 году здание было возвращено верующим и вновь освящено уже во имя Успения Пресвятой Богородицы. Сразу после этого храм получил статус кафедрального собора.
В 1978 году под руководством советского архитектора Пискарева в соборе была проведена реконструкция. А уже в 90-е годы территория главного православного храма Узбекистана была расширена. Появилось здание источника Святой Воды и возведено здание духовно-административного центра. Позже была возведена новая колокольня – самая высокая в Узбекистане и новый храм в честь апостола Луки.
Среди реликвий, хранящихся в кафедральном соборе Успения Божье Матери, стоит отметить исторические иконы Николая Чудотворца и Спасителя.
2. Собор Святителя Алексия (Самарканд)
С момента включения Самарканда в состав Российской империи в XIX веке второй по распространённости религией города становится православие. Это было связано с ростом числа расквартированных в городе воинских частей, а также чиновников, коммерсантов и предпринимателей из Центральной России.
В 1909 году на территории гарнизона Пятого Туркестанского полка закладывается строительство типового гарнизонного храма, освященного впоследствии в честь святителя Алексия Московского. Все православные церкви в российском Туркестане строились по проекту, разработанному в 1902 году архитектором Ф. Вержбицким, но Собор Святителя Алексея все же уникален. Типовой проект был переработан военным инженером Федром Смирновым, который, к слову, приложил свою руку и к строительству Храма Святого Александра Невского в Ташкенте.
В 1912 году Собор Святителя Алексия был торжественно освящен. Храм имел просторный зал 24 на 16 метров с глубоким алтарём. Помещение отличается хорошей акустикой, а в его просторных хорах может разместиться до 60 певчих одновременно. Экстерьер здание был выполнен в несколько упрощенном русском стиле – храм напоминает терем из богатого провинциального города Центральной России – без лишних декоративных элементов.
С приходом советской власти Собор Святителя Алексея был закрыт и перепрофилирован. Вначале тут размещалась танцплощадка, позже столовая, а под закат СССР – склад. Многие ценные иконы были уничтожены, часть внутренних элементов декора бесследно исчезла. 13 ноября 1996 года собор был вновь освящён Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
В стенах Собора Святителя Алексея хранятся почитаемые православные реликвии, количеством которых может «похвастаться» не каждый приход Ташкентской и Узбекистанской епархии Русской православной церкви:
- часть облачения преподобного Серафима Саровского;
- частичка плаща Георгия Победоносца;
- частица святых мощей святителя Никиты — епископа Новгородского.
3. Храм Архангела Михаила (Бухара)
Храм Архангела Михаила – единственный действующий православный храм Бухары (Ташкентская и Узбекистанская епархия Русской православной церкви). Нынешнее здание церкви было возведено в 1875 году военными строителями Туркестанского края, но история православного молитвенного дома началась в 1860 года с небольшой деревянной церкви Святого Александра.
С вхождением Туркестана в состав Российской империи началось активное переселение (постоянного или временного) части русского населения в новые край. Это были и военнослужащие императорской армии, и строители, и врачи и, конечно, православные миссионеры. Рост количества православных и их активное финансовое участие привело к появлению первого православного храма на окраине Бухары. Но это здание в 1872 году сильно пострадало от пожара, поэтому уже через 3 года было возведено новое – с каменно-кирпичной кладкой, — дошедшее до наших дней.
Храм Архангела Михаила и его архитектурный ансамбль сильно пострадали в годы советской власти. В 1929 году богослужение было запрещено, и помещение было переоборудовано под склад. Спустя 2 года по решение властей была взорвана колокольня, отдельно стоящая от основного здания церкви. Лишь с распадом СССР здание было возвращено в лоно Русской православной церкви (1992 год) и начался долгий процесс его восстановления. Богатый исторический иконостас и часть церковной утвари были бережны сохранены прихожанами и возвращены Церкви после ее повторного освящения.
4. Храм Сергия Радонежского (Фергана)
Еще со времен Российской империи на территории Узбекистана было значительное количество православных верующих, для которых во всех крупных городах региона, а также в местах постоянного размещения гарнизонов были открыты храмы и часовни. Но с установлением советской власти все они были закрыты и перепрофилированы под хозяйственные или административные нужды.
В период наивысшего расцвета православной культуры в Фергане располагался не один храм. Например, самым большим был храм Святого Александра Невского, который был уничтожен в 1936 году. Другой храм Ферганы – освященный в честь Святого Николая Чудотворца, так же был разрушен, но до момента своего полного исчезновения в 2000 году долгое время эксплуатировался как склад или находился в заброшенном состоянии. В 1952 году православная община получила разрешение на открытие храма – но ни одной православной церкви в Фергане не уцелело. Для нужд верующих было отдано здание бывшего католического костела, построенного поляками в 1897 году в стиле готики.
Храм был освящен в честь Сергия Радонежского, к частичке мощей которого в настоящее время хранится в обители. Трехъярусный иконостас, созданный московским художницей-иконописцем Марией Соколовой, является точной копией оригинального иконостасом Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.
Храм Сергия Радонежского – главный православный храм Ферганы, относящийся к Ташкентской и Узбекской епархии Русской православной церкви. Открыт каждый день, но наибольшая посещаемость.
5. Храм Александра Невского (Термез)
Храм Александра Невского в Термезе – самый южный русских православный храм на территории бывшего СССР, расположенный практически у самой границы с Афганистаном. Это действующих религиозный объект, относящийся к Ташкентской и Узбекистанской епархии Русской православной церкви.
Собор был построен в 1901 году по типовому проекту воинской церкви на территории Туркестана, разработанному двумя русскими архитекторами Ф. Вержбицким и Ф. Смирновым. Архитектура была довольно типичной для православных церквей в дальних гарнизонах империи, убранство отличалось большим иконостасом, богатой церковной утварью и большим количеством икон, что определенно не было характерно для религиозных мест на территории воинских частей. С 1910 года Храм Александра Невского служил главным храмом Первой Туркестанской стрелковой бригады; до этого времени прихожанами были военнослужащие Девятого стрелкового полка и расквартированные неподалеку артиллеристы, и военные инженеры.
В 1927 году собор был закрыт и в тот же год обезглавлен. Архитектурный комплекс потерял колокольню, иконы и церковная утварь были переданы в другие приходы. Весь советский период освободившиеся помещения выполняли различные функции. Сначала тут был склад вооружения, позднее – военный госпиталь, а затем и вполне гражданский объект – спортзал.
В 1990 году храм Александра Невского был возвращен Русской православной церкви. Реставрационные работы продолжаются до сих пор.