Индийская железная дорога

Актуальность: 06.11.2024

Индия: самое интересное

Индийская железная дорога – обязательный атрибут путешествия по Индии

Прилетев в Индию, не поленитесь проехать несколько сотен километров на поезде. Опыт и ощущения, полученные от поездки в местном поезде, не забудутся никогда! Да и как можно забыть вкус готовых обедов на индийской железной дороге, аромат чая с молоком и специями, взгляды местных жителей и их расспросы откуда вы, и нравится ли вам Индия, а также постоянные предложения дружбы и фотографии на память? Внутренняя жизнь каждого вагона индийского поезда полна событий и встреч, а жизнь, пролетающую за окнами поезда, можно называть тем самым дыханием настоящей Индии, за которым охотятся миллионы туристов со всего мира…

 

Индийская железная дорога

Все начиналось с…

Индийская пассажирская железная дорога берет свое начало с 1853 года, когда 16 апреля в 15 часов 35 минут из Бомбея стартовал поезд, состоящий из 14 вагонов и трех локомотивов с заботливо присвоенными именами Султан, Синдх и Сахиб. 400 пассажиров под торжественный залп из 21 винтовки на первом индийском поезде отправились в Тхане – городок, расположенный в 34 км от Бомбея. Их путешествие длилось 1 час 15 мин. И именно с него началась эра железной дороги в Индии.

За строительство железных дорог активно принялся британский инженер Роберт Майтлэнд Бреретон. Благодаря его стараниям был закончен маршрут между тремя большими городами Индии: Калькуттой, Аллахабадом и Дели. Затем эта ветка железной дороги добралась и до Бомбея. Таким образом, стало возможно железнодорожное путешествие между Бомбеем и Калькуттой – двумя знаковыми индийскими городами. Частично именно это событие вдохновило Жюля Верна на написание книги «Вокруг света за 80 дней». Читайте другие материалы по теме на сайте vectorme.ru

Безусловно, большая часть вложений в железные дороги Индии приходила из Великобритании. Тем не менее, уже с 1895 года индийцы стали самостоятельно производить локомотивы, а на следующий год часть из них вместе с индийскими инженерами была отправлена в Уганду – для строительства и развития железной дороги там.

Количество проложенных в Индии железнодорожных путей росло с каждым годом, поток пассажиров тоже увеличивался, и индийская железная дорога наконец-то начала приносить прибыль.

 

Интересно, но изначально разными участками железной дороги владели различные частные компании и частные лица, и только с 1946 года индийская железная дорога вошла во владение государства, чем, собственно, сейчас и является.

Маленький паровоз на индийской ж/д

Классовая систематизация индийских поездов

Разница в видах индийских вагонов и, соответственно, в типах билетов достаточно велика. Поэтому, чтобы избежать не совсем приятных неожиданностей в виде отсутствия свободного места, не очень приличного туалета или невоспитанных соседей, лучше  забронировать себе правильный билет в правильном вагоне.

Плацкартный вагон в Индии

1AC, или Первый класс с кондиционером

Напоминает наш купейный вагон и СВ. Купе в индийском поезде могут быть четырехместными или двухместными. При бронировании нельзя выбрать между этими двумя вариантами — система сама решит, что вам больше подходит, и отправит вас в нужное, по ее мнению, купе: парам и семьям обычно предоставляется двухместный номер, всем остальным – четырех. Данный класс считается достаточно дорогим удовольствием, поэтому путешествуют им обычно менеджеры ведущих индийских компаний или армейские офицеры, то есть весьма образованные и обеспеченные индийцы. В качестве сюрприза в каждом купе вас будет ждать умывальник!

 

 2АС, или Второй класс с кондиционером

Похож на наш плацкартный вагон. Разница заключается лишь в том, что каждое купе может отделяться от коридора при помощи шторки. Основными пассажирами данных вагонов являются так называемые представители среднего класса индийского общества.

 

 3AC, или Третий класс с кондиционером

От второго класса с кондиционером отличается лишь количеством полок в купе: их не четыре, а шесть. То есть вместо привычных трех соседей вам придется разговаривать с пятью! При этом «скучный» боковой вариант представлен всего двумя полками. Кроме того, в купе отсутствует знаменитая шторка, закрывающая вас от внутреннего мира вагона.

 

 AC Executive chair class, или Эксклюзивный сидячий класс с кондиционером

Напоминает наш аэроэкспресс с креслами приличного качества. Данный класс присутствует в поездах, курсирующих между популярными станциями, например, между Дели и Агрой. Позволить его себе могут те же пассажиры, которые покупают билеты в первый класс с кондиционером.

 

 AC Chair class, или Сидячий класс с кондиционером

В отличие от предыдущего класса, в вагонах данного типа кресла попроще и пожестче. Подобные вагоны присутствуют обычно в дневных поездах. Публика подобна обладателям билетов в 2AC.

 

 Sleeper Class, или Спящий класс

Очень похож на 3АС только со следующими поправками: отсутствует кондиционер (но присутствуют вентиляторы), окна представляют из себя решетки-жалюзи с возможностью закрытия их при помощи опускающегося стекла или фанерки. Именно этим классом путешествует большинство простых индийцев. Ради экзотики и чтобы быть ближе к народу, заядлые путешественники чаще всего выбирают вагоны именно Sleeper Class’а. Несмотря на привлекательность приключений в спящем классе, будьте готовы к тому, что туалеты здесь чаще всего находятся в весьма плачевном состоянии.

 

 Unreserved 2nd class, 

 или Второй класс без резервирования

Похож на наши электрички. Принцип работы такой же: кто первым сел — того и место. Узнав индийские нравы поближе и понаблюдав за тем, как местная публика штурмует подобные вагоны, вы, скорее всего, потеряете желание путешествовать подобным классом. Он, скорее, подходит и даже рекомендуется любителям экстремального отдыха.

 

 

Советы пассажирам индийской железной дороги

Старый поезд в Индии

Бронирование

Большинство билетов на индийские поезда покупаются сейчас через Интернет. Даже если вы обратитесь в местное travel-агентство, оно воспользуется той же системой, что и обычный пользователь (за исключением лишь того, что агентство от предоставленной вам услуги получит свою комиссию, но на цене билета это не отразится). Для того, чтобы стать полноправным владельцем билета на индийский поезд, вам достаточно распечатать полученное на электронную почту подтверждение о бронировании. Тем не менее, все еще существует возможность приобрести билеты по старинке — в вокзальной кассе. На больших станциях существует отдельное окошко для туристов, на станциях поменьше в лучшем случае очередь к кассам будет разделена по половому признаку: женщины – налево, мужчины – направо, или — наоборот. Но не думайте, что индийские представители слабого пола толкаются меньше и не лезут без очереди! Даже здесь борьба вам предстоит нешуточная! На вокзалы в Индии лучше приезжать заранее. Это нужно делать для того, чтобы успеть проверить свою бронь билета. Списки с именами пассажиров, указанием их возраста и пола вывешиваются на досках для объявлений на каждой станции за два часа до прибытия поезда. Таким образом, вы сможете проверить, все ли в порядке с вашим билетом, внесены ли вы в список и кто будет вашим соседом по купе. Также аналогичные списки размещаются на стенках вагонов снаружи у входа. Нужно отдать должное индийской системе бронирования: работает она хорошо и сбои у нее случаются очень редко. Поэтому сильно переживать о том, есть ли ваша фамилия в списке, не стоит, но проверка данного факта все же будет весьма разумным поступком!

 

Питание

В индийских поездах не предусмотрены вагоны-рестораны.  Тем не менее, на дальних маршрутах проводник проходит по вагону и собирает заказы на завтрак, обед или ужин. На выбор обычно предлагается два вида блюд – вегетарианские и невегетарианские. Спустя час, он возвращается с готовой едой, созданной на кухне индийской железной дороги. Еда эта всегда свежая, горячая и стоит сущие копейки. Также подобную пищу может предлагать разносчик, одетый в форму индийской железной дороги и периодически прогуливающийся по вагонам. Кроме еды разносчики торгуют индийским чаем с молоком и специями, газированными напитками, водой в бутылках, чипсами и другими закусками. Конечно же, вы сможете приобрести что-либо съедобное и на станциях: там поесть предлагают пункты питания индийской железной дороги либо же частные лица.

Старый индийский вагон

Интересные факты:

Индийская железная дорога занимает четвертое место в мире по параметру «общая длина сети дорог»; впереди идут США, Россия и Китай.

Компания «Индийская железная дорога» занимает девятое место в мире по количеству сотрудников — их насчитывается 1,4 млрд.

Индийские железные дороги проходят по 28 штатам, 3 союзным территориям и обеспечивают сообщение между Индией, Непалом, Бангладешем и Пакистаном. 

115 000 км – такова длина железнодорожных путей, они покрывают расстояние в  65 000 км.

7 500 – общее количество железнодорожных станций в Индии.

Более 25 млн. пассажиров в день и более 9 млрд. в год пользуются услугами индийской железной дороги.

2,8 млн. тонн груза в день перевозят индийские поезда.

Доходы индийской железной дороги в 2011-2012 гг составили 19 млрд. долларов США, из них 4,9 млрд. долларов США было заработано на продаже пассажирских билетов.

239 281 – количество грузовых вагонов, принадлежащих индийской железной дороге. 

59 713 – количество пассажирских вагонов индийской железной дороги.

9 549 – количество локомотивов индийской железной дороги,  43  из них работают на пару, 

5 197 – на дизеле и  4 309 – на электричестве.

36% железной дороги в Индии электрифицировано.

Bhopal Shatabdi Express – самый быстрый поезд в Индии, его скорость достигает 161 км/ч.

 

Как в индийских поездах 

появились туалеты

В индийских поездах не всегда были туалеты, что значительно усложняло жизнь обычных пассажиров, путешествующих по Индии. Сложность данным перемещениям придавала острая местная еда, последствия от которой оказывались самыми непредсказуемыми! До наших дней дошло письмо обычного пассажира, которое сподвигло руководство индийской железной дороги установить в поездах туалеты.

Письмо написано Окхилом Ч. Сеном в 1909 году:

Дорогой сэр,

Я прибыл на пассажирском поезде на станцию Ахмедпур, и мой желудок из-за съеденного накануне джекфрута начал издавать ужасные звуки. На станции я отправился в уборную. Когда я стал делать там свои дела, работник станции просвистел в свисток, что означало отправление моего поезда. Услышав это, я ринулся бежать с КУВШИНОМ в одной руке (ПРИМ. РЕД. Индийцы вместо туалетной бумаги используют воду, поэтому в каждом туалете есть металлическая кружка или кувшин) и НАБЕДРЕННОЙ ПОВЯЗКОЙ в другой! Затем я упал, и все находящиеся на платформе — не только мужчины, но и женщины — смогли увидеть мой срам! Так я покинул станцию Ахмедпур…

Я считаю это ужасным, когда пассажир идет в уборную на станции, а ее работник не может подождать даже несколько минут! Я умоляю Вас, Ваша честь, ради общественности оштрафовать данного сотрудника станции на большую сумму. В противном случае я разошлю эту информацию по газетам!

 

Ваш преданный слуга Окхил Ч. Сен

Indian railways

Советы пассажирам индийской железной дороги

Чистота и порядок

В индийских поездах действует негласное правило: чем выше класс вагона, тем он чище. Это касается и туалетов, которые располагаются в обоих концах вагона и представлены в двух стилях: арабский (нечто вроде дырки в полу) и западный (наиболее привычный нам). Поскольку в Индии не принято пользоваться туалетной бумагой (вместо нее индийцы довольствуются водой и левой рукой), рекомендуется запастись ею заранее, так как у разносчиков эту диковину купить будет нельзя.

 

Безопасность

Наглядевшись в Интернете картинок, демонстрирующих тысячи индийцев, сидящих на крыше поезда и свисающих из всех его окон и дверей, многие начинают беспокоится за свое индийское железнодорожное путешествие. Но картинки – это всего лишь картинки, а фотографии наверняка сделаны много лет тому назад либо же демонстрируют внутригородскую железнодорожную сеть (нечто вроде метро) в крупных городах Индии. Сейчас волноваться за такую перегруженность индийских поездов не стоит!

В последние годы путешествие по индийской железной дороге стало достаточно безопасным. Тем не менее, иногда все еще встречается мелкое и крупное воровство. Именно поэтому большинство путеводителей рекомендует пассажирам привязывать свой багаж к верхним или нижним полкам при помощи велосипедных замков. А еще более безопасным будет использование всяческих замков и замочков, закрывающих ваши чемоданы и рюкзаки.

 

Опоздание

Опаздывают ли индийские поезда? Так звучит один из самых частых задаваемых вопросов. Да, индийские поезда опаздывают! Делают они это достаточно часто и опоздания обычно длятся не минуты, а часы. Поэтому стоит быть весьма осторожным при бронировании второго стыковочного поезда: в Индии нельзя быть уверенным, что первый придет вовремя!

Зарядка гаджетов

Во всех вагонах индийских поездов (даже в метро!) существует множество розеток, расположенных в каждом купе и у каждой боковой полки. Их свободно можно использовать для зарядки своих гаджетов.

 

Счастливого пути!