Эфиопия: самое интересное
Образ жизни — племя Ньянгатом
Племя Ньянгатом в основном занимается скотоводством, но они также земледелие в сезон дождей на западном берегу Нижнего Омо и на реке Кибиш в сухой сезон. На территории Ньянгатома возникли два разных типа поселения и образа жизни. Вдоль западного берега южной реки Омо жители Ньянгатом занимаются сельским хозяйством, выращивая сорго, кукурузу, бобы и табак. Они также ловят рыбу в реке Омо. Вполне вероятно, что эти племена живут здесь потому, что в какой-то момент потеряли свой скот. На этом участке реки Омо выращивать скот невозможно из-за мухи цеце. Остальная часть ньянгатомов ведет полукочевой образ жизни скотоводов, перемещаясь со своими стадами по юго-западу Эфиопии.
Ньянгатом делятся примерно на семь основных и 20 подкланов. Кланы имеют членство по отцовской линии и различаются по размеру от нескольких членов до нескольких сотен. Ньянгатом — также разделены на территориальные части, которые могут быть названы в честь перелетных птиц (аисты, фламинго, ибисы) или иметь этнические названия (Кумам, Нгарич) и другие названия, взятые из природы (например Касторовое дерево). Каждому поколению также дается имя. Самые ранние предки называются Основателями, затем следуют Зебры, Черепахи и так далее. Самое старое поколение, все еще живущее, называется Слонами, затем Страусы и Антилопы.
Старейшины остаются в деревне, а мальчики следят за козами, которые пасутся в кустах вокруг деревни. Женщины доят скот. У пожилых людей обоих полов есть заглушки для нижней губы, у мужчин — из слоновой кости, а у женщин — из меди. Молодые девушки носят платье из козьей шкуры или овчины с оригинальным декором из гвоздей, женщин отличают нитки ярких бус на шее.
Когда воины Ньянгатома убивают врага, они оставляют шрамы на верхней части тела, чтобы высвободить плохую кровь, что в свою очередь является очевидным доказательством их героизма. Скарификация тела практикуется как мужчинами, так и женщинами для украшения.
Типы брака в племени Ньянгатом
У ньянгатомов есть четыре типа брака:
— алайто брак по договоренности
— акопор — брак по обоюдному согласию
— астергнар — брак через похищение
— акумар — брак по наследству.
Церемонии — племя Ньянгатом
В рамках своего посвящения сыновья должны доказать, что могут заботиться о своих старших. Во время церемонии, за которой наблюдала вся деревня, каждый из молодых людей пытается убить быка своим копьем. Единственный удар в его правую сторону пронзает печень и вызывает обширное внутреннее кровотечение, которое быстро убивает, не проливая слишком много драгоценной крови. Таким образом мужчины доказывают, что они могут обеспечить этническую группу. Как только завершатся посвящение, они станут членами боевых отрядов деревни. Их работа — защищать общину и свой скот. Им придется проводить свои дни со стадами, рискуя жизнью, чтобы защитить их. Согласно традиции, каждые 50 лет старейшины передают власть своим сыновьям.
Преобладает теория, что эти народы мигрировали с северо-востока Уганды в середине XIX века. Именно во время этой миграции предки Ньянгатома получили имя Слоноеды (Ньям-етом), которое затем преобразовали в Желтые Пушки (Ньянг-атом). Племена Ньянгатом и Топоса являются союзниками, обе группы сталкиваются с общими, постоянными либо потенциальными врагами.
Воинственность Ньянгатом
Ньянгатом известны как великие воины и довольно часто активные поджигатели войны, они часто находятся в состоянии войны с соседними племенами, включая хамер, туркана, даасанеч и сури. Правительство Кении оказывает некоторую военную поддержку турканам в этих конфликтах. Несмотря на риск межгруппового конфликта, у многих Ньянгатом есть крепкие друзья с членами других групп, и существуют торговые отношения между Ньянгатом и многими их соседями. Наряду с другими группами в Нижней долине Омо, жители Ньянгатом сталкиваются с проблемами в отношении их будущего существования и культурных традиций из-за крупномасштабных сельскохозяйственных проектов, осуществляемых на их территории.
Двигаясь через Треугольник Илеми, Ньянгатом опасаются набегов Турканы с юга, и считают Сури и Баале (известных как Качипо в Судане) непримиримыми противниками с севера. В последнее время отношения между Сури и Ньянгатом улучшились, и между племенами началась торговля. С 1990-х годов Ньянгатом, вооруженные автоматическим оружием, сумели оттеснить Сури далеко на север. В результате они основали, наряду с Топосой, важное пасторальное и военное поселение у подножия горы Наита, недалеко от традиционной территории Сури, недалеко от эфио-суданской границы.
Традиционно до недавнего времени мужчины были полностью обнажены — как и более известные Сурма и Мурси. Но в последнее время они взяли на вооружение большой кусок ткани, который они обычно носят повязанным через плечо или обернутым вокруг бедер, или даже шортами и рубашками. Также известны уникальные глубокие колодцы, которые жители Ньянгатома должны выкопать в высохших руслах рек в засушливый сезон в деревнях вдали от реки Омо.
Несмотря на языковые различия между племенами, Ньянгатом известны своим рассказыванием историй и пением. Любимые животные юношей — коровы и быки. На обрядах и во время драк с соседями народ поет о них. Вы можете услышать как эти песни поют дети в деревне, и их подбирают и копируют другие группы по всему региону.