Племя Боди (Миэн), Эфиопия

Актуальность: 06.11.2024

Эфиопия: самое интересное

В долине реки Омо в Эфиопии (Восточная Африка), признанной одним из самых диких мест в Африке, проживает сообщество предков, живущих с невероятной непроницаемостью для современного мира. Насчитывается 50 различных племен, укоренившихся в образе жизни предков, и это явилось причиной, по которой этот регион планеты был объявлен организацией ЮНЕСКО культурным наследием человечества. Из всех этих племен Боди особенно выделяются своей любопытной внешностью.
В целом, мужчины всех племен долины Омо стройные, фактурные и мускулистые, тогда как боди-мужчины выделяются очевидным ожирением. В этом своеобразном племени жир считается почтенным признаком. Фактически, с приходом июня Боди выбирают самого выдающегося члена племени – и это будет не самый сильный и не самый умный, а самый толстый мужчина. Поэтому в течение периода от трех до шести месяцев до ритуала претенденты придерживаются гиперкалорийной диеты, основанной на смеси коровьей крови с молоком, что позволяет им удвоить, а в некоторых случаях даже утроить их массу тела, но подробнее об этом чуть позже.

Люди Боди (или Миэн) — одна из групп, живущих в бассейне реки Омо-Туркана, в низинах к востоку от реки Омо. Боди имеют нило-сахранское происхождение. Боди — это имя, которое использует для них правительство и иностранные инвесторы, а также туристы, но сами люди Боди называют себя Миэн. Их население составляет около 10 тысяч человек. Скот, который выращивают люди племени, жизненно важен для их социальной и экономической жизни. Боди используют жертвоприношения скота во многих своих культурных церемониях. Так же крупным рогатым скотом принято давать выкуп за невесту. Кроме того, крупный рогатый скот обеспечивает продовольственную безопасность семей, владеющих им.
Племя Боди — живёт к северу от племени Мурси.
Боди рассказывают, что предки их самых престижных кланов жили к западу от Омо и впервые пересекли реку около двенадцати поколений назад. В течение девятнадцатого века, столкнувшись с засухой и эпидемиями скота, некоторые мины снова пересекли Омо, чтобы поселиться ближе к северным высокогорьям, приняв более аграрный образ жизни и сформировав новые группы мин. Контакты между Боди и отдаленными сельскохозяйственными группами миньонов поддерживаются посредством межнациональных браков. Образ жизни Боди во многом такой же, как и у Мурси: они занимаются земледелием и пасут крупный и мелкий скот.
Их территорию пересекают с востока на запад две реки, Хана и Гура, которые берут начало в высокогорье Диме и являются полноводными большую часть года. Эти надежные источники воды обуславливают то, что Боди вынуждены передвигаться реже, чем их соседи Мурси. Как и у других восточноафриканских скотоводов, средства к существованию и культурное самовыражение Боди вращаются вокруг крупного рогатого скота. У Боди и Мурси много общих культурных особенностей.
Что касается украшения тел, наиболее заметным отличием является то, что женщины-боди носят губные пробки, а не тарелки для губ. Еще одно отличие состоит в том, что девочки-мурси прокалывают и растягивают нижнюю губу по достижении половой зрелости, а женщины-боди прорезают нижнюю губу только после того, как родили двух или трех детей. Затем женщина-боди вытягивает губу, чтобы вставить деревянную пробку с тонкой резьбой, обычно размером с монету. Пробка для губ Bodi сигнализирует не о половой зрелости, а о достижении женщиной роли зрелой матери. Пробка, которую постоянно носят, покрыта маслом и красной охрой и проткнута в центре небольшим деревянным штырем. Боди также носят губную пробку, чтобы служить маркером идентичности, и они часто называют себя в публичных дебатах «людьми, которые протыкают губу пробкой». Боди снискали известность благодаря своей ежегодной церемонии, Кеэль. Когда созвездие Плеяд (Кеэль) исчезает к востоку, примерно в середине июня, Боди празднуют начало нового года.

Новый год племени Боди, также известный как «Кеэль», — важная церемония, которая отмечается в уединенной долине реки Омо в Эфиопии каждый июнь. Победитель — самый толстый, приз — просто слава. Боди, в отличие от большинства соседних с ними племен, не являются ни охотниками, ни воинами. Следовательно, им не нужно стройное и спортивное тело, чтобы бороться за ежедневную добычу. Ожирение — это символ статуса, наличия большого количества коров и как следствие, способность прокормить семью. В течение последних 6 месяцев некоторая часть мужчин племени питается исключительно свежим молоком и коровьей кровью. Им запрещено заниматься сексом, так как занятие сексом наложило бы проклятие на их коров, которые являются для них истинным сокровищем. Они также не могут покидать свои хижины. О них заботятся все, девочки из семьи каждое утро приносят свежее молоко в глиняных или бамбуковых горшках. На восходе солнца мужчины-претенденты выпивают первые сосуды с кровью (от 1 до 2 литров). Из-за того, что повсюду кишат мухи, мужчины должны пить быстро, прежде чем кровь свернется. 6 месяцев спустя эти мужчины очень существенно прибавляют в весе.

Обычно туристам не разрешается посещать эту местность, поэтому племенные традиции очень хорошо сохранились. Сама церемония Кеэль это очень утомительное занятие для соперников, так как они с трудом передвигаются со своим тяжелым весом. Многие падают, как младенцы, часто теряя равновесие из-за непривычно большого веса. Попав в церемониальное место, эти Толстяки отдыхают, купаясь в реке, так как температура очень высокая, более 35 градусов, и церемония продлится весь день. На голову толстяка прикреплен головной убор из страусовых перьев. Пока мужчины наслаждаются ваннами, на другой стороне поляны девушки-боди заняты нанесением на свои лица какой-то особой охры в качестве макияжа, ведь для них церемония Kael — хорошая возможность продемонстрировать свое очарование. Знаки красоты в культуре Боди включают и впечатляющие шрамы. Толстяки любят носить огромные серьги. Некоторые из них сделаны из пластика, вырезанные из желтых канистр, металла и даже CD и DVD дисков. С серьгами большого размера мужчины считают себя похожими на своих коров.

Мужчина племени может поучаствовать в качестве конкурсанта в церемонии Кеэль только один раз в жизни, поэтому, даже если он не выиграет, то все равно должен показать свое лучшее лицо зрителям. Женщины из семей толстых мужчин одевают им ремни собственного изготовления, чтобы их мужчина мог выглядеть более привлекательно. Считается что чем больше поясов он получает, тем больше его любят. Женщины заботятся о толстых мужчинах, давая им алкоголь для бодрости. Помимо веса, внешний вид также очень важен для привлечения старейшин племени, которые и выбирают Толстяка года. Толстяки любят свежий коровий навоз на своем теле, потому что он дает ощущение свежести и заставляет тело сиять на солнце. Им это не кажется отвратительным или грязным, поскольку коровы священны. Когда все готовы, Толстяки часами начинают танцевать, петь и прыгать. На спине каждого мужчины вы увидите кусок коровьей шкуры, который является единственным костюмом дня. Они полностью обнажены, если не считать этого украшения. Некоторые из них настолько тяжелые, что, двигая своими огромными телами, выглядят как дети, которые учатся ходить! Ягодицы — одна из самых важных частей тела во время церемонии. Женщины заботятся о толстяках из их собственных семей, вытирают пот и поют, чтобы те не уснули, поскольку практически все претенденты очень утомлены. Ближе к вечеру некоторые толстяки настолько истощены, что больше не могут ходить. Чем больше вы ходите, прыгаете и танцуете, тем больше шансов на победу.

Стать Толстяком — мечта каждого ребенка Боди. Многие подростки пытаются присоединиться к кругу Толстяков и танцевать с ними, но старшие не принимают этого и прогоняют их кнутами! Через несколько лет у них появится несколько коров, и они смогут растолстеть и принять участие в церемонии. На голову толстяка прикреплен головной убор из страусовых перьев. Толстяки очень рады видеть на церемонии большое количество женщин. Что касается последних 6 месяцев, им было запрещено заниматься сексом! Считается, что секс во время подготовки наложит проклятие на их коров, и скот непременно умрет. Некоторые толстяки пьют кровь и молоко до последней минуты перед решением жюри. В секретном месте леса, куда могут попасть только Толстяки и присяжные, старейшина измерит каждого Толстяка: шея + бедро + живот + рука. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее суммарное число. Перед тем как объявить результат, лидеры других кланов произносят речи на новый год. В большинстве случаев они говорят о конфликтах. Поскольку земля Боди богата, многие хотят забрать ее себе, в том числе и правительство, которое намеревается продать ее иностранным компаниям для выращивания сахарного тростника. После церемонии мужчины возобновляют нормальную диету и быстро худеют, поскольку в повседневной жизни жирное тело считается препятствием для общего здоровья и физической формы. Однако его слава продлится всю его жизнь, и он будет иметь большой успех у женщин своего племени, хотя правды ради стоит отметить, что вне контекста Кеэль женщины и девушки обычно ценят красоту мужчины в зависимости от его роста.
Местная администрация, надеясь привлечь туристов, недавно превратила праздник Кеэль в соревновательное мероприятие, установив плату для посетителей и наградив самого крупного участника церемонии кубком.

Племя Боди является заинтересованной стороной в изменениях, ожидающих природную систему Омо-Туркана из-за строительства плотины Гибе III и развития плантаций сахарного тростника. Боди — одна из многих групп, которые были вынуждены переселиться в результате этих изменений. Некоторые территории, которые запланированы для развития сахарного проекта Кураз, непосредственно пересекаются с землей Боди. Во время переселения люди Боди были вынуждены бросить большую часть своего скота, оставив лишь малую часть от первоначальных стад, и теперь зачастую, Боди вынуждены полагаться на далеко не всегда адекватные программы государственной помощи, чтобы выжить. Кроме того, изменения в реке Омо нанесут ущерб продовольственной безопасности народа Боди. Отсутствие сезонов естественных паводков будет препятствовать содержанию пастбищ из-за паводкового характера произрастания в этом районе, что снизит ресурсы, доступные для оставшегося скота. В обращении правительства к скотоводческим племенам, и, в частности, к Боди, говорится, что ирригационные меры благодаря возведенной на реке плотине обеспечат больше пастбищ доступных для скотоводов, что является прямым противоречием реальным действиям правительства, потому что орошаемые земли в настоящее время сдаются в аренду иностранным компаниям, которые будут выращивать на этой земле различные аграрные культуры, в основном такие как сахар.

[ads]