Россия: самое интересное
Путешествие на Золотом орле
Транссибирская магистраль — самая длинная железная дорога в мире, ее протяженность составляет 9 288 километров. Несколько раз в год для тех, кто желает совершить это увлекательное масштабное путешествие и посмотреть значимые города, которые соединяет эта железнодорожная магистраль, предоставляется уникальная возможность проделать этот путь на поезде класса люкс — Золотой Орел.
Общая длина пути, которую поезд проходит от Москвы до Владивостока, значительно превышает и без того внушительные масштабы Транссибирской магистрали, так как маршрут поезда отклоняется к Монголии до Улан Батора и затем вновь возвращается на Транссиб. Кроме того нам предстояло преодолеть 89 километров по Кругобайкальской железной дороге — необыкновенно живописному отрезку пути вдоль озера Байкал. Часть пути можно проделать на открытом воздухе, стоя на трапе локомотива. В программу путешествия входят экскурсии по Москве, Казани (820-й км.), Екатеринбургу (1814-й км), Новосибирску (3336-й км), Иркутску (5185-й км), озеру Байкал, Улан-Удэ (5640-й км), Улан Батору и конечной точке маршрута Владивостоку (9288-й км).
Путешествие на поезде «Золотой орел»Отправная точка путешествия – Москва, Казанский вокзал.
Из Москвы состав отправляется с Казанского вокзала, где всех участников предстоящего путешествия встречают в VIP-зале, угощая шампанским. Перед отправлением поезда на перроне играет оркестр. Бортпроводники, одетые в парадную форму, любезно проводили пассажиров до персональных именных купе. Для особенного антуража поезд возглавляют целых два настоящих ретро-паровоза, так как состав внушительный и тяжёлый. Через несколько десятков километров, конечно же, их заменяют на современный локомотив, но впечатление они создают потрясающее. Поезд состоит из вагонов Золотого и Серебряного классов, отличающихся только по площади купе, в каждом из которых есть душ и туалет. Размещение в каждом из них возможно как одноместное, так и двухместное. Кроме вагонов непосредственно для проживания, в составе есть два вагона ресторана, вагон-бар, отдельный вагон-кухня и несколько служебных вагонов для персонала. Питание входит в стоимость поездки и не вызывает никаких нареканий. Со вкусом подобранные и отлично приготовленные блюда. Кроме завтраков, обедов и ужинов вы можете в любое время суток заказать у бортпроводников чай и что-нибудь перекусить.
Единственное, что нас огорчило — это отсутствие какого либо доступа в Интернет. C другой стороны ничто не отвлекает от путешествия, позволяя погрузиться в атмосферу и наслаждаться видами за окном. В основном, пассажирами Золотого Орла являются иностранные туристы, русские встречаются редко на этом маршруте. В вагоне-баре по вечерам играет живая музыка (пианино), а днём там проходят курсы русского языка для иностранцев и различные тематические лекции, привязанные к посещаемым городам и российской истории. Читайте другие материалы по теме на сайте vectorme.ru
За первым же ужином пришло осознание, что с учетом нескольких детей дошкольного возраста, средний возраст пассажиров поезда приближался к 70 годам. Тем не менее наличие хорошей компании и вагона-ресторана сохраняет оптимистический настрой. Глядя на отдельных путешественников, возникает чувство беспокойства, что не все увидят Байкал, не говоря уже о Владивостоке…
Оснащение купе
Пассажирские купе оборудованы всем необходимым для приятного и комфортабельного путешествия даже самого взыскательного пассажира. В купе установлены кондиционер, отопление, предусмотрены разные режимы освещения, индивидуальная аудио-видео система с жидкокристаллическим монитором. Диван трансформируется в двуспальную кровать. Присутствуют также шкаф для одежды, столик, кресла и другая удобная мебель. Оконная рама, подоконник, стол, дверь отделаны шпоном ценных пород дерева. На полу — ковровое покрытие. Есть даже сейф. Туалетная комната оборудована душевой кабиной, умывальным столом с сенсорным смесителем, вакуумным туалетом. Пол с подогревом, покрыт керамогранитной плиткой. В общем, вряд ли кто-то мог бы остаться недовольным.
Маршрут Золотого Орла
Маршрут поезда тщательно спланирован организаторами. На станцию каждого пункта назначения состав приходит утром, затем общий завтрак и выход к автобусам. Программки с планом мероприятий и возможными вариантами накануне вечером раскладываются в каждое купе, кроме того информация утром озвучивается по громкой связи. Как правило, в каждом городе предлагается два-три маршрута, можно выбрать любой из них. Кроме того можно осматривать достопримечательности по индивидуальной программе, стоимость которой заранее оговаривается. Решить можно практически любые вопросы, не выходя из вагона.
Казань
Первая экскурсионная остановка
Второй день пути каждый начинает в то время, когда сочтет себя готовым выползти из удобной кровати. Есть правда пара ограничений – поход на завтрак, заканчивающийся в 10:00 утра (надо отметить весьма вкусный) и экскурсия по городу Казань, которая начинается в 11:30 утра. Было весьма разумным заранее договориться об отдельном транспорте, дабы не пропитаться духом авантюризма путешественников, заканчивающих первую сотню лет своей жизни. Экскурсионный маршрут включал в себя посещение Казанского кремля и поход в театр на прослушивание последователей Ф.И. Шаляпина. Помимо прочего, ближе к концу экскурсионного маршрута был предложен необременительный обед – видимо для недопущения существенного утяжеления тел туристов перед восхождением на лестницу пешеходного перехода вокзала. Кроме того, будучи обеспеченными отдельным транспортным средством, мы смогли прокатиться по городу и посидеть в кафе на берегу озера.
Казань удивила прежде всего невероятной чистотой и очень качественно заасфальтированными дорогами. Во всяком случае, по маршруту нашего следования дороги были отличные, возможно сказались позитивные «последствия» Всемирной Универсиады, которая проходила в июле этого года. В связи с этим событием помимо знаменитого Казанского Кремля взгляд радуют современные спортивные комплексы, идёт масштабное строительство новых домов. Очень опрятная и современная пешеходная зона изобилует открытыми кафе-верандами и уличными музыкантами. Неподалеку находится остановка с экскурсионными двухэтажными красными автобусами, оснащенными аудиогидами.
Хотя бы на пару часов стоит задержаться в Кремле, который находится на левом берегу Волги в месте ее слияния с рекой Казанкой. Белокаменное сооружение безусловно является главным украшением города. На территории Кремля разбито невероятное количество цветников, а довольно небольшое количество посетителей вызывает желание побродить подольше и полюбоваться на необычное соседство белокаменной мечети Кул-Шариф и православного Благовещенского собора XVI века. В непосредственной близости к ним находится пушечный двор и дворец президента республики. С оборонительных стен, часть из которых открыта для посещения, открывается впечатляющий панорамный вид на город.
Но не будем подробными описаниями скрадывать ваши возможные будущие впечатления от собственного путешествия. Хочется только отметить, что при наличии времени стоит посетить и современный аквапарк с внушительной высотой горок. Они выходят за пределы сооружения, и аналогичных горок, к примеру, в Москве пока нет.
Екатеринбург
Приветливый город с типичным для старых русских городов центром. В первую очередь из достопримечательностей заслуживает внимания построенный в 2000-2003 годы Храм-на-Крови, возведенный на месте бывшего дома военного инженера Ипатьева, где была расстреляна царская семья. Всё оформление прилегающей территории и внутреннее убранство посвящено этому событию, включая несвойственное православию наличие двух алтарей, один из которых традиционный, а второй по размерам полностью соответствует комнате, где принял смерть последний русский император и члены его семьи.
Необычно и то, что Екатеринбург стоит фактически на границе, разделяющей Европу и Азию. На 17-м километре московского тракта установлена стела – символ. Это весьма популярное место для посещения, здесь можно встретить группы туристов и многочисленные свадебные кортежи. Рядом в лесу разбит парк с беседками. Для антуража от места парковки автобусов иностранных туристов сопровождает аниматор в костюме пограничника. В основании стелы заложены два камня — камень с крайней точки Европы — мыса Рока и камень с крайней точки Азии — мыса Дежнева. Кроме того граница между Европой и Азией обозначена через несколько километров внушительной колонной с двуглавым орлом на склоне горы Березовой. Она была установлена еще в 1837 году на самом высоком месте Сибирского тракта (413 м). Место не столь популярное, но гораздо более эстетичное по сравнению со стелой. Не пожалели мы и о посещении Екатеринбургского Музея Изобразительных Искусств (ул. Воеводина д. 5), где главным экспонатом является Каслинский чугунный павильон, зарегистрированный в каталоге ЮНЕСКО. Он был изготовлен специально к началу Всемирной выставки в Париже в 1900 году и состоит из 1500 чугунных деталей. В итоге экспонат завоевал во Франции Гран-При Всемирной выставки в номинации «Металлические изделия». Ну и не смогли мы проехать мимо Уральского Политехнического Института им. С.М. Кирова (ныне Уральский Федеральный Университет), где с 1950 по 1955 год учился Б.Н. Ельцин.
И снова по вагонам, и снова в путь…
Общее наблюдение: на протяжении всей дороги, казалось бы, европейской части России с мобильной связью большие проблемы. Точнее ее почти совсем нет, за исключением больших городов.
Новосибирск
Чем дальше от Москвы, тем, как нам казалось, более суровыми должны были становиться виды из окна. Но нет, леса чуть ниже и прозрачнее, а города светлые и приветливые. Новосибирск, третий по численности населения город России, гостеприимно встретил нас хорошей солнечной погодой. Прогулка по набережной реки Оби в такой ясный погожий день вызвала положительные эмоции и хорошее настроение. Главной достопримечательностью, безусловно, является Новосибирский государственный академический театр оперы и балета. Это самый большой и оснащенный театр в России, иногда его называют Новосибирским Колизеем.
Чтобы представить себе его размеры, есть следующее упражнение для воображения – под куполом Новосибирского целиком умещается Московский Большой Театр. В годы Великой Отечественной войны там хранилось огромное количество экспонатов из эвакуированных музеев страны, среди которых Третьяковская галерея, Эрмитаж и многие другие. Недалеко от центра города на берегу Оби расположен парк под названием «Городское начало». Название парка выбрано очень точно. Первое, на что падает взгляд – необычный памятник, пролет первого железнодорожного моста через Обь. Сам мост был открыт в 1897 году и прослужил 103 года, в 2001 году был демонтирован, после чего, в качестве музейного экспоната и была оставлена одна пролетная часть. Там же в парке находится бронзовый памятник императору Александру III, символично ориентированный на восток. Именно по решению Александра III началось строительство Транссибирской магистрали, которая, в свою очередь, и предопределила развитие города. Еще одна достопримечательность Новосибирска привлекла наше внимание необычным названием – «100-квартирный дом». Построен он был в 1937 году по проекту архитектора А.Д. Крячкова. На Международной выставке искусств и техники в Париже, в том же 1937 году, дом был отмечен Дипломом I степени, золотой медалью и премией «Гран-при». В настоящее время он признан памятником архитектуры федерального значения, и по сути является одним из самых значимых памятников советской архитектуры Новосибирска. (адрес: Красный проспект, д.16)
Мы получили море позитивных эмоций от города. Также запомнилась поездка на всем известное Новосибирское водохранилище, которое и вправду создает впечатление моря. Это искусственный водоём на реке Обь, известный под названием «Обское море», который возник после завершения строительства плотины Новосибирской ГЭС в 1957—1959 годах. Теперь это место активного отдыха и ежегодного проведения соревнований по парусному спорту на «Кубок России» и «Кубок Обского моря».
Порадовали нас песчаные пляжи с ракушками и живописные виды на водную гладь, простирающуюся до линии горизонта. Удивительно, что там нас не потревожили вездесущие комары и мошки. Хотя, может быть, нам просто крупно повезло с погодой.
Иркутск
Как таковой железнодорожный вокзал города Иркутска нам наблюдать не довелось, поезд остановился прямо вдоль реки Ангары, что создало некое теплое и уютное впечатление — никакой суеты вокруг, чистый воздух, очень много воды и большое количество рыбаков на лодках и в камышах.
Мы не стали надолго задерживаться в Иркутске, так как хотелось поскорее увидеть легендарное величайшее озеро планеты — Байкал. Поэтому решено было бегло осмотреть центр города из окна автомобиля с единственной остановкой в парке возле памятника Александру III, который находится прямо на набережной, на противоположной стороне относительно нашего состава. Кстати рядом расположен и старейший музей Сибири — Иркутский областной краеведческий музей, основанный в 1782 году.
Затем 70 километров по шоссе, и вот мы на берегу озера, увидеть которое, пожалуй, мечтают очень многие. Так как следующий день нашего путешествия включал в себя плановые экскурсии по Байкалу, мы решили посвятить себя природе, рыбалке и, конечно же, байкальской ухе. Что, собственно, с успехом и сделали. Не секрет, что вода в озере очень холодная практически круглый год и лишь изредка прогревается в бухтах и заливах градусов до 12-16. В связи с этим, несмотря на сильную жару (с погодой нам явно повезло), на лодке во время переходов дыхание ледяной воды заставляло нас кутаться в кофты и прятаться от ветра на корме. Поймав по несколько хариусов, мы успокоились и просто любовались окружающей нас красотой. Ловить рыбу на Байкале не так просто, есть много местных хитростей, не зная которых об улове можно и не мечтать. Причина — огромный объём воды, в котором плотность обитателей не так высока. Да и знаменитый байкальский омуль поднимается с глубины не так часто и только при достаточном прогреве воды, коего этим летом не наблюдалось. Но не будем вдаваться в детали, времени на освоение местного рыбацкого ремесла у нас явно было недостаточно. Несколько раз удалось увидеть за бортом байкальскую нерпу. Она возглавляет список байкальских эндемиков. Естественных врагов у нее нет, поэтому появляются они даже вблизи от общественных пляжей. Возможно, люди в плавках их не пугают по причине невозможности из-за необычайно холодной воды передвигаться вплавь хоть на какие-либо существенные расстояния. Особого разнообразия береговых ландшафтов мы не наблюдали. Видимо для составления полной картины надо пройти по воде не одну сотню километров. Удивило то, что, несмотря на приличное расстояние, которое мы преодолели на корабле, вдоль берега не переставали встречаться группы треккеров с рюкзаками за плечами, с энтузиазмом марширующие по одному из маршрутов Большой Байкальской тропы (ББТ) «Листвянка — Большие Коты».
Протяженность данного участка 24,7 км. Количество троп, входящих в состав ББТ постоянно растет, каждая имеет свое название, степень сложности и, конечно, для каждой из троп существует карта с рекомендациями, описанием маршрута, мест отдыха и списком предостережений. В общем, свежий воздух, рыбалка, уха, жара и холодный ветер одновременно сделали свое дело, и, вернувшись в уже ставшие родными купе, мы чуть не проспали на следующее утро возможность прокатиться на трапе локомотива по Кругобайкальской железной дороге. Это 89 километров прямо вдоль берега озера, с огромным количеством тоннелей (38) и мостов. Организаторам тура отдельная благодарность за столь необычное сочетание ощущений – огромное водное пространство, чистейший воздух с легкой примесью запаха водорослей, практически девственная природа вокруг и глухой рокот локомотива за спиной оставляют очень необычный коктейль впечатлений.
Затем музей, тщетная попытка залезть в воду глубже, чем по колено, катание на фуникулере и безуспешные попытки понять, почему же такое популярное место как поселок Листвянка, так и не обзавелось приличными (хотя бы внешне) заведениями вдоль берега. Бедно обустроенные пляжи очень напомнили Крым конца восьмидесятых.
Но вечернее барбекю на специальной остановке нашего состава прямо на берегу Байкала, вдалеке от населенных пунктов, исправило впечатление о местной кухне и сервисе. Копчёный омуль гармонично вписался в атмосферу как неотъемлемый пункт байкальского меню.
Улан-Удэ
Улан-Удэ – столица Бурятии, и ожидаешь от неё неких национальных архитектурных особенностей. А вот нет — и дома, и улицы — всё серо и безлико. Собственно, именно поэтому мы и не стали фокусироваться на самом городе, а из достопримечательностей внутри города посмотрели только центральную площадь, композиционным центром которой является гигантская голова Ленина. Намного интереснее то, что находится за городской чертой. Так как Бурятия является центром буддизма России, мы единогласно сошлись в желании посетить Иволгинский дацан. Его часто называют духовной столицей буддистов России. Название связано с селом Верхняя Иволга, на окраине которого он и расположен. Место невероятно спокойное и светлое во всех отношениях. Покидать его после осмотра никак не хотелось. Мы, как и положено, обошли его по часовой стрелке. Такой обход называется «гороо» — это некий обряд, символизирующий очищение. Затем покрутили молитвенные барабаны «хурдэ», на которых написаны мантры. Считается, что их вращение равноценно молитве.
Здесь беспрепятственно можно заходить во все открытые храмы (дуганы). Их общее количество на территории – десять. Не буддистам разрешено посещать молебны, особых правил посещения храмов тут нет. Конечно, девушкам не желательно быть в мини-юбках, но опять же никто за это не осудит и уж тем более не выгонит.
Выходя из дугана, не рекомендуется поворачиваться спиной к статуям и изваяниям, но опять же осуждения вы здесь не встретите. Всё очень свободно и демократично, возникает полное ощущение, что каждому пришедшему здесь искренне рады. Удивительную загадку хранит в себе дворец Этигэлэ Хамбо Ламын Итигэлова, который открывают только в дни поклонения. В эти дни сотни тысяч паломников стремятся увидеть и прикоснуться к телу Пандито Хамбо-ламы VII Даши-Доржо Итигэлова, который, по словам очевидцев, в 1927 году сел в позу лотоса и вошёл в состояние самадхи, в котором и находится до сих пор (ныне он помещен под стеклянный саркофаг и притрагиваться можно только к лентам, спускающимся из его рук и выведенным наружу). И сегодня, учёные не могут объяснить феномен нетленного тела.
Бурятия
Деревни староверов — не совсем привычное явление для нынешнего времени. И, конечно же, мы не могли не посетить хотя бы одну из них. Собственно, отличительными признаками внешнего вида домов староверов является характерная яркая окраска ставен и фасадов. Людям этим свойственен не совсем обычный для среднестатистического жителя России уклад жизни, основанный на натуральном хозяйстве и некоторые отличия в религиозных обрядах. Мы ограничились посещением музея деревенской утвари и небольшого храма.
Повсеместно в Бурятии можно заметить следы присутствия шаманской религии — это священные столбы и беседки на холмах, а так же необычные кладбища с повязанными лентами и платками. Прислушавшись к предостережениям нашего местного гида и не зная реального смысла и силы перечисленных знаков, мы не стали приближаться к ним слишком близко.
Монголия
В Монголии пограничный контроль прошёл комфортно и быстро, и вот мы на родине Чингисхана. За окном вагона картинка мало чем отличалась от Бурятии. Исключением стало большое количество юрт, как отдельно стоящих, так и окруженных заборами на манер российских дачных домиков.
После традиционного завтрака на перроне Улан-Батора нас встретила гид и на ломанном русском спросила, не из Франции ли наша группа, чем изрядно повеселила нас, но и огорчила одновременно. Стало понятно, что связного рассказа о городе и стране мы не получим. Собственно, так и вышло — девушка-экскурсовод неплохо понимала нашу речь, но говорить практически не могла. Выезд с вокзальной площади занял минут сорок. Такого количества вплотную припаркованных авто в России не увидишь. Причем мысль о том, что, влезая в узкое пространство между машин со сложенными зеркалами, вряд ли удастся открыть дверь собственной машины, монголов почему-то абсолютно не пугала. Куда уж тут до этикета! Машины, которым удалось подобраться поближе к зданию вокзала, заперты наглухо и, очевидно, очень надолго. Вырвавшись из привокзального плена, подпрыгивая на дорожных ямах, мы очень скоро припарковались возле главной достопримечательности города – Дацана Гандантекчинлинг.
В отличие от Бурятии, строения здесь намного богаче и основательнее, но вот атмосфера и энергетика в Иволгинском дацане, как нам показалось, намного мощнее. Здесь же все сильно ориентировано на туристов – много людей, не имеющих отношения к буддизму, фото за деньги, навязывание сувениров и корма для голубей, которые присутствуют на всех площадках и крышах в невероятных количествах. Порадовав глаз, но не получив ожидаемого заряда, нами было решено перед посещением монгольского национального парка сделать крюк и заехать к статуе Чингисхана. Она расположена в 50 километрах от города, в месте, где, по преданию, он, еще будучи юношей, нашел золотой кнут – символ успеха. Дорога заслуживает отдельного рассказа, так как за пределами города она попросту закончилась. Десятки километров все участники движения вынуждены были месить колёсами раскисшие от дождей поля. При этом все передвигались достаточно быстро, совершенно не щадя подвеску своих авто и настолько хаотично, что невольно вызывали улыбку периодическими вылетами и разворотами поперек движения из-за скользкой глины под колесами. Одновременно с этим удивляло полное спокойствие нашего водителя, который практически не реагировал на танцующие вальс впереди идущие авто и несущиеся нам прямо в лоб встречные.
В итоге нас конечно изрядно укачало. Успокаивало то, что дорога все-таки строится, и в ближайшее время поездка к этому монгольскому чуду будет намного комфортнее.
Статуя Чингисхана имеет высоту 40 метров, не считая постамента. Внутри комплекса есть музей, ресторан, сувенирный магазин. В холле можно совершенно бесплатно примерить монгольские боевые доспехи, национальную одежду и сфотографироваться. Кроме того можно подняться на смотровую площадку, которая находится на голове лошади полководца, откуда открывается завораживающий вид на монгольские степи, обрамленные невысокими сопками. Конная статуя построена в 2008 году и выполнена из нержавеющей стали. По слухам, в будущем ее собираются покрыть золотом. До национального парка часть пути также пролегала по полям и грунтовым дорогам, но окружающий пейзаж завораживал и отвлекал от тряски. Собственно, национальный парк – это уединенный уголок природы среди невысоких гор. Здесь расположены турбазы в виде сгруппированных юрт и пара ресторанов. При желании можно прокатиться верхом на монгольских низкорослых лошадях. Со времен Чингисхана вряд ли произошли какие-либо изменения в породных качествах этих степных выносливых животных.
Кроме того здесь можно понаблюдать за пасущимися овцебыками. Ну и для получения более полной картины, несомненно, следует посетить монгольскую юрту. Внутри это студия. Кухня и спальня на общем пространстве. Возникает ощущение, что внутри гораздо больше места, чем кажется снаружи. Мы бы не рекомендовали экспериментировать с собственным желудком – все угощения от души конечно, но уж больно специфические. Конечно же мы рискнули попробовать, о чем сразу и очень сильно пожалели, вкус оказался ну очень своеобразным.
Вернувшись в черту города и продолжив осмотр достопримечательностей, мы обнаружили, что центр выглядит очень респектабельно, особенно центральная площадь с административными зданиями, памятником Сухэ-Батору и Музеем динозавров.
Итак, впереди были пугающие трое суток без остановок, за исключением технических…
Владивосток
Владивосток – 9288 километр Транссибирской магистрали. Это и конец великой железнодорожной трассы, и завершающий наше путешествие город. Трое суток без остановок, даже в нашем комфортабельном составе дались нам с трудом. На этом участке трассы нас прилично укачало, видимо, сказалась усталость и даже уют обстановки уже не спасал.
И вот, наконец, с надеждой на быструю адаптацию после не особо подвижного образа жизни в поезде, мы вышли на платформу. Железнодорожный вокзал города построен в 1912 году. В архитектурном смысле элементы фасада намеренно имеют большое стилистическое сходство с Ярославским вокзалом в Москве. Сделано это было c целью придать законченный вид самой длинной железнодорожной магистрали. На перроне установлен памятный километровый столб с отметкой 9288 километров. Рядом с железнодорожным вокзалом находится здание Морского вокзала, расположен он в бухте Золотой Рог и изящно стилизован под морской лайнер. На его территории в этом году открылся необычный арт-объект – солнечные часы, основой которых служит раритетный кнехт для швартовки судов, найденный во время проведения реконструкции морского вокзала.
Город, вопреки нашему представлению, очень напоминает курортные города Крыма, только намного масштабнее. Набережные, пляжи, спуски и подъемы, жара, влажность и очень теплая вода никак не совпадали с ожиданиями увидеть суровый административный и портовый центр Приморского края. Прежде всего, бросаются в глаза два огромных и современных вантовых моста. Первый – Золотой, соединяет две части города, пересекая бухту Золотой Рог. Высота пилонов составляет 226 метров, а проезжая часть находится в 64 метрах от воды. Второй – Русский, соединяет город с островом Русский. Высота пилонов составляет 324 метра, а высота проезжей части 70 метров от поверхности залива. Эти величественные творения просматриваются со многих частей города и придают современности его облику. Золотой мост лучше всего виден со смотровой площадки Дальневосточного Государственного Технического Университета. Поражает то, что такие техногенные сооружения соседствуют с невысокими постройками царских времен. Во Владивостоке огромное количество памятников и архитектурных сооружений, заслуживающих внимания. Конечно, все мы осмотреть не успели, но зато осталось твердое желание вернуться сюда еще.
Прежде всего, посетили «Миллионку». Это народное название китайского квартала, возникшего в центре города в конце XIX века. На маленькой территории проживало более 50 тысяч китайцев. Район был криминогенным, и в середине 1930 года ликвидация «Миллионки» стояла в ряду первоочередных задач перед властями города. В 1936 году, после постановления Политбюро ЦК ВКП(б) «Миллионка» прекратила свое существование. Многие из зданий с подвалами, узкими улочками и лазами сохранились до наших дней, сохранились и люди – энтузиасты, исследователи родного края, которые борются за сохранение и реставрацию этой исторической части города. C ними, собственно, нам и посчастливилось побродить по этим знаковым местам.
Маяк – это место, которое привлекает не только гостей города, но и местных жителей, которые по непонятным для нас причинам, предпочитают его даже находящемуся рядом оборудованному пляжу. Отсюда открывается потрясающий вид на бухту, мост Золотой и самый дорогой для застройки (по словам местного гида) район города.
Памятник В. Высоцкому заслуживает отдельного внимания – это первый поющий памятник, открытый в России (открыт 25 июля 2013 г.), находится он в театральном сквере города.
На Корабельной набережной мы посетили памятник-музей подводной лодке С-56. Лодки этого типа были признаны лучшими во время Великой Отечественной Войны. Мало того, эта лодка, построенная в 1936 году, первой в мире совершила подводное кругосветное путешествие. На ее борту полностью воссозданы три отсека, какими они были в годы войны.
Поездка на остров Русский с проездом по одноименному вантовому мосту занимает совсем немного времени. Здесь мы осмотрели множество старых оборонительных батарей, как восстановленных, так и сохранившихся до наших времен в полуразрушенном состоянии. По их количеству становится понятной значимость, которую придавали региону в прошлом. Это отношение просматривается и сейчас. Наглядный тому пример – кампус ДВФУ (Дальневосточного Федерального Университета), построенный к саммиту АТЭС и включающий в себя 11 комфортабельных общежитий, учебные корпуса, лаборатории, набережную, пляж и даже океанариум. Кроме того рядом находится собственная противопожарная часть МЧС России, оборудованная по последнему слову техники. Даже наша беглая прогулка по территории кампуса дала повод пофантазировать о том, как же неплохо побыть студентом, проживающим на этой территории мечты.
Вода, окружающая остров, в отличие от городской черты, очень чистая. Разнообразие прибрежных ландшафтов поражает. В многочисленных укромных бухтах есть милые и простенькие ресторанчики, где можно попробовать разнообразные виды свежих морепродуктов. Особенно впечатляет многообразие присутствующих в меню моллюсков, воспроизвести названия которых мы не возьмемся. И, конечно, нельзя уехать из Приморья не попробовав знаменитого камчатского краба, или краба стригуна, или синего, или волосатого, или колючего, или четырехугольного… В общем, видов промысловых крабов тоже предостаточно.
Так что, на наш взгляд, Владивосток и остров Русский помимо прочего является не только мечтой студента, историка, курортника, но еще и гастрономической мечтой. Единственное, что здесь настораживает, так это нестабильность погоды – зачастую город находится в тумане, что даже в солнечный день придает некую суровость, и явно не добавляет фотографичности. Помимо этого, безоблачное небо в считанные минуты может быть затянуто свинцовыми облаками, потом дождь, ветер и снова солнце – все не так стабильно, как хотелось бы. Зато, как утверждают местные жители, зимой погода морозная, но устойчиво солнечная и практически без осадков. Конечно, это не придает оптимизма любителям загара, но на настроение явно влияет положительно. Новая дорога до аэропорта только добавила положительных эмоций от города и укрепила желание вернуться.
В целом поездка состоялась комфортная и увлекательная. Явно заслуживает внимания не только иностранных туристов, но и наших соотечественников. Она дает масштабное представление об отдаленных природных и урбанистических точках нашей Родины, позволяет в полной мере составить мнение о том, куда именно, в зависимости от предпочтений, стоит поехать на более длительный срок в последующих путешествиях.