Эфиопия: самое интересное
Консо, также известные как ксонсита (ኾንስታ), являются кушитоязычной этнической группой, в основном населяющей южно-центральную часть Эфиопии. Их территория примыкает к общинам омотик, сидама и оромо.
Примерно в 50 милях к югу от озера Чамо, на входе в холмистую местность Консо, расположенную к востоку от засушливых равнин и обнажающую нижнюю часть бассейна Омо, путешественники поражаются тщательно вырубленным каскадам террас на окружающих холмах в виде лестниц. Культурный ландшафт Консо был выбран ЮНЕСКО для включения в Список всемирного наследия в 2012 году. ЮНЕСКО выделила этот засушливый участок площадью 55 км², включающим террасы и каменные укрепления, потому что он «является ярким примером живой культурной традиции», насчитывающей более 400 лет, и что здесь есть антропоморфные деревянные статуи, которые являются «исключительным живым свидетельством погребальных традиций, находящихся на грани исчезновения ».
Включение ландшафтов Консо в список всемирного наследия превращает Эфиопию в африканскую страну с наибольшим количеством охраняемых объектов. Церкви Лалибелы, Мекка эфиопского православного христианства или стелы Аксума являются другими сокровищами страны, признанных организацией ООН.
Считается неизвестными ни место происхождения Консо, ни время их поселения в нынешнем регионе. Однако их семейные и культурные традиции, как правило, показывают, что они произошли от сочетания соседних кушитских племен. Консо — опытные оседлые фермеры, которые занимаются выращиванием на террасах на склонах скалистых холмов. Доминирующими культурами являются хлопок и различные сорта проса. Зерна последнего измельчаются женщинами, а затем перерабатываются в лепешки, которые являются основным продуктом Консо. В каждой семье есть немного скота и свой земельный участок, на котором мужчины и женщины работают вместе. Хотя традиционные черты Консо схожи с кушитскими культурами, эстетические каноны, ремесла, организация их деревень и их сельскохозяйственный режим работы различаются. У них есть собственное культурное, социальное и экономическое образование. Чтобы защититься от нападений диких животных и защититься от селей, они окружают свои деревни стеной из базальтовых камней и высохшей земли высотой от 3 до 4 метров. Внутри образовавшегося защищенного пространства хижины расположены так близко, что их крыши иногда перекрывают друг друга. Каждая семья состоит в среднем из пяти человек, и проживают в овальном помещении площадью около 200 м2. Место, отведенное для скота, обычно находится напротив, отделенное от жилой зоны стеной, которая предотвращает вторжение животных в семейную хижину, которое, по поверью Консо, предвещает смерть вождя семьи. Консо обычно живут в больших поселениях, каждым из которых управляет совет старейшин. Члены одной группы собираются вместе для празднования ритуалов, для строительства хижин, стен и для обслуживания террас. Они также обычно занимаются полевыми работами, гончарными изделиями и выделыванием тыкв для изготовления контейнеров для молока или сливочного масла.
История племени Консо
Согласно Халлпайку (1972), семейные традиции Консо указывают на то, что они представляют собой составной народ, как физически, так и культурно, члены которого изначально были родом из всех окрестностей. С точки зрения внешнего вида, Консо, как правило, маленькие и жилистые, с высокими скулами и острым подбородком. Цвет кожи варьируется от красновато-коричневого до почти черного, но в среднем темно-коричневый. Некоторые люди больше напоминают оромо, обладая тонкими губами и большим ростом; другие имеют явно более «афроидный» фенотип и намного ниже ростом. Согласно Холлпайку (1972), последние соматические характеристики более выражены среди женщин Консо. Джордж Мердок (1959) объясняет выраженное «негроидное» влияние на Консо в целом ранним смешением с земледельцами до нилотов, которые вошли в Эфиопское нагорье около 5000 лет назад.
Язык племени Консо
Консо говорят на языке консо (также известном как Affa Xonso). Он принадлежит к кушитской ветви афро-азиатской семьи. Консо делится на четыре диалекта: холме, дурро, фаша и каратти. Он имеет близкое лексическое сходство с Дираше и сегодня транскрибируется с использованием эфиопского алфавита.
Аутосомная ДНК Konso была изучена в комплексном исследовании Tishkoff et al. (2009) о генетической принадлежности различных популяций в Африке. По мнению исследователей, Консо демонстрировал значительную афро-азиатскую близость. У них также были некоторые связи с соседними носителями языка нило-сахар и банту в районе Великих озер из-за значительного генетического обмена с этими сообществами за последние 5000 лет или около того.
Сложная система возрастных групп управляет жизнью мужчин Консо. Переход в более высокий класс или брак отмечаются танцами, песнями и укоренившимися в культуре ритуалами Консо. Существует множество обычаев посвящения, например в ряде поселений Консо, для того чтобы юноша получил право найти себе невесту и обзавестись семьей, должен перебросить через собственную голову большой и очень тяжелый камень, который выбран старейшинами и хранится на центральной площади деревни.
Ритуалы, связанные с поклонением предкам, занимают ведущее место в сообществе Консо. Они продвигают членство в группе и солидарность между ее членами. Консо воздвигали тотемы (высотой около 1 м), вырезанные из дерева, вака на могилах своих старших, на обочине дороги или на полях, где росли умершие. Умерший изображен рядом со своей женой, детьми и его врагом, если он проявил храбрость и доблесть, или жестоким животным, таким как лев, леопард или крокодил, если он проявил себя как боец. Он украшен спереди фаллическим орнаментом и пенисом, а его поверженный враг вырезан с ампутированным мужским достоинством. Каждая деревня управляется советом старейшин. Деревни всегда находятся недалеко друг от друга, и у жителей соседних поселений есть экономические и социальные отношения.