Моаи острова Пасхи (Чили)

Что такое моаи и что они собой представляют

моаи на Рапа-Нуи

Устное предание гласит, что искусство изготовления каменных статуй было уже известно первым полинезийским поселенцам, прибывшим после экспедиции, короля Хоту Матуа и семи исследователей, которые покинули землю Хива (между 400 и 800 годами нашей эры).

Монументальная архитектура Рапа-Нуи является продуктом модели, широко распространенной в Полинезии, в частности, на Маркизских островах, Таити и островах Райвава, где обнаружены каменные строения, изваяния и скульптуры, которые, по-видимому, являются прототипами аху и моаи.

Полное название статуй на местном языке — Моаи Аринга Ора, что означает «живое лицо предков». Эти каменные гиганты были созданы жителями Рапа Нуи (остров Пасхи), чтобы представлять своих предков, правителей или важных предков, которые после смерти обладали способностью распространять свою духовную власть над племенем, чтобы защитить его. Более зажиточные кланы могли просто сделать моаи, чтобы почтить память умершего. После нескольких месяцев упорной работы готовые моаи направились к церемониальным платформам (Аху), для ритуала связи с миром предков, и наконец, возведение моаи на отведенное место сопровождалось большим торжеством.Платформы (Аху) могли быть разного размера и на них могли устанавливаться как единичные моаи, так и группами.

Моаи острова Рапа Нур

 

Как изготавливались моаи

Изначально статуи острова Пасхи были высечены из базальта, трахита и красного шлака, но вскоре резчики переместились на вулкан Маунга, более известный как Рано Рараку. Серовато-желтый вулканический камень, который встречается исключительно в этой юго-западной части острова, представляет собой спрессованный пепел, с вкраплениями базальта. Этот материал, получивший название туф лапилли (сварной, сцементированный туф), оказался более подходящим, чем мягкий шлак или очень твердый базальт, для массивного строительства статуй с помощью простых инструментов.

Любопытно, что северная половина кратера, края которого образуют пологий склон, сложены из красноватого глиняного материала, непригодного для резьбы. Туф лапилли появляется в южной половине кратера, на самой высокой стороне, поэтому деятельность древних резчиков моаи была сосредоточена на внешней стене, обращенной на юго-запад и даже на внутренней части кратера, в которой сохранилось более сорока статуй, ориентированных в сторону лагуны.

Мастера-резчики вырезали вулканическую породу с помощью базальтовых или обсидиановых долот, называемых «токи», и, по оценкам, команде скульпторов могло потребоваться до двух лет, чтобы закончить большого по размеру моаи.

Одна из нерешенных загадок состоит в том, чтобы узнать, почему резчики не извлекали большие необработанные каменные блоки и не перемещали их в более доступное и комфортное для работы место, а вместо этого они практически все работы проводили на самой высокой и самой сложной для резки статуй части вулкана, и каждая деталь моаи, даже тонкие черты лица и рук, производилась именно в том месте, где находилась каменная порода. Сначала вырезали переднюю часть со всеми деталями, кроме глазниц.

вырубка и спуск моаи

На заключительном этапе работы вырубалась спина, чтобы отделить истукана от скалы разрезали шов, оставшийся вдоль тыльной стороны тела.

Затем практически (за исключением деталей спины и глазниц) готовую статую спускали вниз по склону к основанию холма, используя бревна и прочные веревки из растительных волокон, после помещали скульптуру в заранее вырытую яму, которая позволяла моаи стоять вертикально. В этом положении производилась финишная резьба на спине, и моаи был готов и в состоянии перемещаться («идти») к своему конечному пункту назначения.

 

Как перемещали моаи к месту установки

Хотя по этому поводу было выдвинуто множество теорий, перемещение этих огромных и тяжелых статуй до сих пор остается самой большой неразгаданной загадкой на острове Пасхи. Однако, отбросив некоторые фантастические идеи, существует ряд серьезных гипотез и экспериментов, которые показали, что транспортировка возможна с обычными для того времени человеческими и материальными ресурсами, которыми обладали древние островитяне.

Согласно традиции, моаи «гуляли». Фактически, от карьера вулкана было расчищено несколько дорог, по которым можно было транспортировать статуи. Даже сегодня виден путь, по которому они «шли» вдоль южного побережья, если истукан во время передвижения падал и раскалывался, его просто бросали на месте.

Было доказано, что возможно, хотя и не очень практично, передвижение невысоких моаи около трех метров в высоту, осуществлялось посредством поочередного наклона влево и вправо, вытягивая при этом вперед каждую противоположную наклону сторону основания (получалось подобие шагов).

шаги моаи

Другой успешный эксперимент доказал и возможность перемещения моаи, лежащего на деревянной платформе наподобие саней, которые тянут веревками по поперечным периодически подкладываемым вперед бревнам. Вероятно, со временем аборигены разработали разные методы, в зависимости от размера и веса моаи, а также имеющихся ресурсов. По имеющейся информации, перемещение моаи было задачей, требующей больших физических усилий и технических навыков. Наконец, подъем на платформу должен был быть сложной и терпеливой задачей, особенно когда речь шла о размещении статуй очень близко друг к другу, на приподнятой платформе без помощи цемента, поручней или шкивов.

Сколько моаи на острове

На острове Пасхи зарегистрировано около 900 моаи. Из них около четырехсот найдены в карьере Рано Рараку, 288 установлены на Аху (каменные церемониальные платформы), а остальные разбросаны по разным частям острова и, вероятно были повреждены и заброшены по пути к аху. Из общего числа более 800 были вырезаны из туфа лапилли Рано Рараку, 22 — из белого трахита, 18 — из красного шлака и 10 — из базальта.

Имеет место очень необычная деталь – работы по резке и установке статуй прекратились на острове в одно мгновение. Сотни моаи остались на разных этапах резьбы. Хотя в некоторых случаях они были заброшены из-за технических проблем или поломок, но слишком много фактов говорит о том, что производство моаи прекратилось внезапно. И исследователи нашли этому явлению объяснение – лес, который в древние времена покрывал остров, был вырублен самими местными жителями для перевозки и установки истуканов, а также для строительства лодок и домов, но проблема в том, что новые деревья не успевали вырастать, в связи с масштабной вырубкой и из-за того, что расплодившиеся полчища крыс поедали их семена. Таким образом аборигены строительством моаи и использованием бревен для их перевозки приблизили экологическую катастрофу, поэтому многие племена обозлившись на такую обстановку попросту бросали работы по резке и даже разбивали готовые статуи. В итоге после полного уничтожения леса, земли перестали быть плодородными, и островитяне массово начали покидать остров в поисках нового места обитания.

брошенный в каменоломне моаи

Насколько велики моаи

размеры моаи

Средняя высота моаи составляет около 4,5 метров, но древние специалисты могли работать и перемещать статуи высотой 10 метров, которые достигли Аху Ханга Тенемос на южном побережье и Аху Те Пито Кура на северном побережье в секторе Ла-Перуз, что примерно в шести километрах от карьера.

Стандартный вес составляет около 5 тонн, а 30-40 статуй весят более 10 тонн. Они соответствуют времени полного развития рапануйской культуры, называемой периодом Аху-Моаи, между 1500 и 1600 годами нашей эры.

Самый большой моаи

В главном карьере вулкана Рано-Рараку лежит незаконченная статуя высотой 21,65 м, известная как Те Токанга (великан), которая весила бы более двухсот тонн, но видимо скульпторы поняли, что не смогут переместить и установить такую махину и просто забросили работу. Как факт, самые крупные статуи найдены заброшенными на склоне карьера, что вероятнее всего свидетельствует о том, что рапануйское общество и его кланы соревновались в постройке наиболее монументальных статуй.

Глаза моаи

Только после того, как моаи устанавливали на платформу (аху), ему вырезали глазницы и затем, в ритуальной церемонии, устанавливали глаза из белого коралла и зрачки из обсидиана, красной пены или других цветных камней. В то время считалось, что именно в этот момент мана (сверхъестественная сила) моаи возрождается и может быть спроецирована на его племя, чтобы защитить его. Это объясняет и то, почему все моаи смотрят вглубь острова, туда где находились поселения и их жители, а не в сторону океана.

глаза моаи

Сегодня у моаи нет своих первоначальных глаз. Может быть, они были выброшены в море, может, были уничтожены или выпали от времени. На самом деле никто не знает.

В 1978 году во время реконструкции Аху Нау Нау в Анакене был впервые обнаружен один из оригинальных глаз моаи, который в настоящее время выставлен в Антропологическом музее Себастьяна Энглерта в Ханга Роа.

В комплексе Тахай можно увидеть единственную статую с отреставрированными глазами.

Что такое Пукао

Исследователи острова насчитали 58 моаи со странным красным головным убором на голове. Их называют пукао, они имеют цилиндрическую форму и сделаны из красного шлака из карьера Пуна Пау, небольшого вулкана недалеко от Ханга Роа. Считается, что это олицетворяет собой волосы, связанные в пучок и окрашенные охрой, как это делалось раньше в полинезийских обычаях.

моаи в пукао

В карьере и по дорогам заброшено 31 пукао. Размеры этих цилиндров достигали от одного до двух метров в высоту и от двух до трех метров в диаметре, а вес от девяти до двадцати тонн. Это являлось максимальным выражением силы некоторых кланов, и, демонстрировало исключительную техническую и политическую мощь.

моаи в пукао остров Пасхи

Форма и эстетика моаи

Изначально моаи были небольшими, с более широкими головами, более естественными чертами лица и более короткими ушами, но постепенно техника стилизации фигур достигла эстетики классических изображений из карьеров вулкана Рано Рараку и представляет собой четко определенные стандарты.

 

Стереотип моаи имеет прямоугольную форму и выделяется большей пропорцией головы по отношению к туловищу, удлиненным носом, крылья которого украшены тонкими спиралями, ртом с тонкими губами с высокомерным выражением лица, ушами с длинными мочками, в которых иногда присутствуют цилиндрические кольца. Подбородок имел ярко выраженный край, иногда оканчивающийся бородкой.

лица моаи

Статуи были спроектированы так, что у них был низкий центр тяжести, с выпуклым животом в нижней трети и вогнутой спиной. Руки держат слегка выпуклый живот, а большие пальцы рук направлены в сторону пупка, либо Пито Тэ, матки, в которой заключена сила жизни. На грудных клетках имеются соски в виде рельефных спиралей. Под толстой шеей определяется линия, представляющая ключицы, а в центре — расщелина верхней части грудины. Пупок имеет сложный рельеф, хотя в большинстве случаев эрозия уже не позволяет это оценить.

В древности, вероятно, все моаи, установленные на платформы, были окрашены красными минеральными пигментами. Некоторые из них имеют рисунки, изображающие татуировки на шее и рельефные геометрические узоры, нанесенные на спину, такие как пояс на высоте бедер, М- или Y-образные узоры, а также спирали на ягодицах.

Вулкан Рано-Рараку на карте