Обзоры: самое интересное
Велотуры: когда, где и сколько
Велосипед, поистине, самый загадочный вид транспорта. Судите сами. Говорят, что его выдумал сам Леонардо да Винчи – известный выдумщик и художник по совместительству. Но учёные оспаривают, утверждая, что это лишь легенда. Изображение херувима на самокате, что находится на витраже церкви Stoke Poges, постройки 15 века, тоже, судя по всему, не имеет отношения ни к какому транспортному средству кроме своеобразной одноколесной колесницы. И наш крепостной крестьянин Артамонов, который в 1800 году выдумал велосипед – тоже легенда. И таких ещё десяток. Столько легенд нет ни у одного транспортного средства, что согласитесь, придаёт ему некий флёр загадочности.
Кто бы ни выдумал это двухколёсное чудо, человек с самого его появления садился на велосипед и ехал. Ехал за город, в соседний населённый пункт, в соседнюю страну, потом не спеша, тихой сапой объехал земной шар… Велопутешествие – это всегда приключение. Чтобы вы таки не изобретали велосипед, мы подготовили вам примерный список самых интересных веломаршрутов, и некоторые простые правила, которые помогут вам в дороге.
О велотуристах
По началу, люди с недоверием относились к велосоревнованиям. Однако, когда стали появляться первые герои и победители, получавшие крупные денежные призы, интерес к такого рода мероприятиям, существенно возрос.
Первая велогонка была организована в Париже, в 1868 году, на аллее парижского пригорода Сен-Клу. Через год подобное мероприятие прошло под названием «Париж-Руан» — гонка на 120 километров. Участники этой гонки ехали ещё на деревянных велосипедах. В Российской Империи первое состязание велосипедистов состоялось в 1883 году на Московском ипподроме. Возможности велосипеда улучшались, а покорённые велосипедистами расстояния увеличивались. В 1891 году случилось знаковое для российского велоспорта событие: звание «Первый ездок России» получил москвич Г.Девис, выиграв гонку на 7,5 версты .
К 1896 году, профессиональные велосипедисты уже участвовали в Олимпийских играх. Однако был и другой контингент велоспортсменов – любители путешествий. В 1911 году из Харбина стартовало трое приятелей-велосипедистов, в числе которых, был и член Харбинского общества спортсменов — молодой Онисим Панкратов. Изначально, в планы которого входило лишь пересечь Российскую Империю и добраться до Санкт-Петербурга, но в процессе путешествия ему пришла в голову дерзкая мысль: объехать весь земной шар. Уже довольно скоро, друзья не сошлись характерами и двое велосипедистов сошли с дистанции. Онисим же упрямо следовал вперёд по топям, лесам, бездорожью и, ровно через 2 года, в 1913 году снова вернулся в Харбин – только с другой стороны Земли. Онисим был награжден уникальным призом Международного общества велосипедистов – бриллиантовой пальмовой ветвью, за то, что совершил первое в Российской Империи кругосветное путешествие на велосипеде. Велопробег Панкратова продлился 748 дней, общий пробег его велосипеда марки «Грицнер» составил 50000 километров. А во время своего путешествия, Онисим сменил 53 покрышки, 11 цепей, 2 руля, 4 седла, 4 фонаря и 750 спиц. Как писали в газетах того времени: «от первоначального велосипеда Панкратова остались только рама и вилка».
Из наших современников можно вспомнить Владислава Кетова, впервые в истории человечества, совершившего путешествие вокруг земли вдоль береговой линии континентов. В 1991 году Владислав выехал из Санкт-Петербурга. Через 9 лет были пройдены: Европа, Африка, Азия, Северная и Южная Америки, позднее были покорены страны Скандинавии, Аляска и Канада. Владислав проехал большую часть пути на велосипеде, так как его целью было преодолеть это расстояние на экологически чистом транспорте. Владислав, как и многие путешественники подобного типа, ехал без денег, зарабатывая в пути рисованием портретов. Путешествие длилось в общей сложности 20 лет, на первом этапе он преодолел 144 000 километров. За это и другие путешествия он был награждён званием «Выдающийся путешественник России» (удостоверение№1). Кстати, его путь длится до сих пор, не пройден ещё финальный этап: Россия. Читайте другие материалы по теме на сайте vectorme.ru
О велопутешествиях
ВелопутешествияПутешествия на велосипеде манят современных людей точно так же, как и наших предшественников на заре изобретения велосипеда. Сегодня многие туристические сайты предлагают разнообразные велотуры. Все они делятся на категории: с сопровождением или без, с приключениями или без, с экзотикой или без и так далее. Ещё есть МТБ-туры, это уже путешествие на маунтинбайке. Всех их можно поделить на те, что с гидом или те, где вы едете самостоятельно по заданному маршруту. В любом случае вас снабдят картой, организуют вам пристанище в гостиницах и выдадут подробности про местные достопримечательности. За ваши деньги – любой каприз. По статистике европейские туристы чаще всего выбирают туры без сопровождения, считается, что это из экономии. Вряд ли конечно только из-за этого.
Если не хочется ехать далеко, а так, на покатушки, то можно порекомендовать городские тематические велопробеги. Так, к примеру, в 2012 году в Москве прошёл женский пробег в стиле 60-х, допускались только одетые в винтаж представительницы прекрасного пола. Дамы кокетливо вертели педали каблучками и наезжали на бордюры из-за того, что шляпки закрывали глаза. Но зрелище это было очень симпатичное.
Другой вопрос: самостоятельное велопутешествие. Если вы хотите комфорта и человеческих условий, то лучше в Европу. Речь идёт о специальных велосипедных маршрутах EuroVelo, организованных Европейской федерацией велосипедистов. Маршруты пересекают всю Европу и дают возможность полюбоваться и на северные скалы Нормандии, и на черноморское побережье Румынии. У нас в стране также есть замечательные места. Очень популярны Карелия, Северо-запад и, конечно же, Крым.
Если вам по душе экстрим, то выбирайте туры, специализирующиеся на поставке адреналина в вашу кровь. К таким относятся экстремальные велотуры, к примеру, поездки по северным широтам, по горам Алтая или на дальние расстояния: Москва-Петербург или ещё дальше. Также есть подвид: байкерский туризм. Тут упор не на живописные красоты, а на возможности вашего байка.
Правила велосипеда
Правила велосипедаВелосипед – это «…Транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нём…». То есть вы – водитель велосипеда и спрашивать с вас будут также. Но есть нюанс. Когда вы спешились и везёте велосипед, вы – пешеход. Вот такой вот велосипедный дуализм. Ехать стоит по ходу движения всех остальных транспортных средств, а вот если идёте пешком и везёте байк, то идти нужно навстречу автомобильному потоку. По-хорошему передвигаться вы должны по велосипедной дорожке, но ввиду того, что это всё же редкость, особенно в наших широтах, то вы имеете право ехать по проезжей части, правее основного ряда. Ехать по обочине допускается, если вы не мешаете пешеходам. Но это не относится, к примеру, к Белоруссии. Там выезжать на проезжую часть можно лишь в исключительных случаях. Фанатики велотуризма советуют обязательно обзавестись звуковым сигналом, фарой и светоотражающей одеждой – для безопасности.
Околовелосипеда
Около велосипеда на красивом фонеЕсли вы отправитесь в велотур, то велосипед станет вашим лучшим другом на время поездки. Само собой, что вы не сможете пройти мимо велосипедных событий мира. Будете в Петергофе, загляните в музей императорских велосипедов. Здесь собрана коллекция винтажных велосипедов, на которых любили ездить Александр второй, Александр третий, последний император Николай и их семьи. Можно увидеть знаменитый французский деревянный «костотряс», велосипед-тандем и, много чего ещё интересного. А ещё можно прокатиться на копиях старинных велосипедов и на собственном опыте понять чувства жителей 19 столетия. А в Германии можно будет заглянуть на Eurobike – это крупнейший смотр велосипедов со всего мира. Здесь задаётся мода на ту или иную модель, дизайн или форму, можно найти интересные аксессуары и запчасти. Проходит выставка в городке Friedrichshafen.
Что с собой в велопоездку
Не стоит думать, что это будет пасторальное путешествие посреди цветущих лугов и долин. Ну, то есть луга и долины, может быть, и будут, но литры пота, обезвоживание, сгоревшая и обветренная кожа тоже могут быть. Поэтому все велотуристы настоятельно рекомендуют подготовиться. Даже если вы едете в составе туристической группы, цивилизация вас ждёт лишь в отеле. А до этого вам понадобится: аптечка, разнообразные средства от комаров и солнца, прочная профессиональная экипировка (шлем, наколенники и.т.д), удобная одежда, специальные велоперчатки и вместительный рюкзак. О распространённой девочкиной мечте из кино «ездить на велосипеде в платье» придётся забыть и достать велосипедки. Кстати, одежда для путешествия должна быть влаго и ветронепроницаемой. Проще всего не заморачиваться всем этим, а придти в профессиональный спортивный магазин и посвятить продавщицу в свои грандиозные планы. Когда она узнает, куда и, главное на чём вы поедете, сразу, наверняка, сжалится и принесёт то, что нужно.
Велопутешествия в ногу со временемВелопробег — идеи маршрутов
Остров Уайт (Великобритания)
Названия маршрута, как такого нет потому, что весь островок – сам по себе велосипедный маршрут. Небольшой остров знаменит своими меловыми скалами, зелёными холмами, тем, что до него можно добраться только морем и тем, что здесь любила отдыхать, да так и умерла королева Британии Виктория. Помимо этого здесь есть 321 километр разнообразных велосипедных дорог – катайся, не хочу. Велосипед легко взять в прокате, вместе с этим вам вручат карту маршрутов и основных достопримечательностей, а также экипировку и замки для велосипеда. Места проката можно встретить довольно часто, они также осуществляют доставку. Катясь на велосипеде по дорогам, вы сможете увидеть маяк Святой Екатерины, старейший маяк в Европе, ландшафты скал «Нидлз» и «Калвер», прокатится по тропе, продолжительностью 108 километров вдоль побережья, а когда устанете, прогуляться по Музею динозавров, посетить центр яхтенного спорта и полюбоваться на старинные церквушки и аббатства. Если просто так ехать не хочется, то загляните в сентябре на ежегодный велофестиваль Isle of Wight Cycling Festival. Прокатитесь по острову среди единомышленников.
Дорога землекопов (Норвегия)
Дорога землекопов, или Rallarvegen — это самый популярный норвежский маршрут, где можно гнать велосипед мимо фьордов, водопадов, горных хребтов и других, захватывающих дух, видов. Rallarvegen была проложена при строительстве железной дороги в 1909 году, она одна из самых старых в Норвегии. Начинать можно с городков Хаугастёл (здесь есть железнодорожный вокзал и автомобильная парковка) или Гейло и дальше – по предгорьям, мимо фьордов, мимо водопада Кьосфоссен, мимо старинной железной дороги Bergensbanen, по плато Хардангервидда и мимо остальных интересных мест региона фьордов. Природа здесь суровая – мхи, камни, кочки, всё, как надо. Кстати костры летом в стране запрещено разводить, но лесов в этой местности маловато, так что, думаем, ничего страшного не случится, если вы погреетесь на ветреном безлюдном плато у огня. В крайнем случаем можно взять с собой газовую горелку. Окончить маршрут можно во Фломе или Воссе. По дороге землекопов устраиваются и массовые катания, с расписанием и условиями можно ознакомиться на сайте. С собой лучше взять запасы газа, тёплую одежду и палатки – дорога довольно дикая, ночь может вас застать и не возле уютной гостиницы.
BicItalia (Италия)
BicItalia – это сеть велосипедных маршрутов всей Италии. Сайт Итальянской федерации друзей велосипеда представляет все эти дороги во всей красе. Велотрассы в городах также имеются: в Ферраре, Сан-Ремо, Джулианова и других. Помимо всего прочего вы сможете остановиться в специализированном байк-отеле, они сосредоточены по всей стране, но в Ломбардии, Марке и Эмилии-Романье их больше всего. В Милане можно найти точки велопроката Bike Me, причем оплатить аренду можно через сайт или на месте самой стоянки, которые расположены в большом количестве возле станций метро, остановок и основных туристических объектов. Если вам по душе прямо спорт, спорт, то для вас — ежегодный марафон по Доломитовым Альпам, Maratona delle Dolomiti. Проходит марафон в первое воскресенье июля. Заядлые путешественники по Италии предлагают велосипедистам с детьми отправляться по дорогам без особых подъемов и спусков, например, по дороге Pista Ciclabile в Северной Италии. Как видите, Италия – вполне себе велосипедная страна, на любой вкус.
Москва-Владивосток (Россия)
Владивосток, пожалуй, самая частая финальная точка всех российских маршрутов, не только велосипедных. Возможно этот маршрут и несколько экстремален, но он того стоит, говорят очевидцы. Чтобы преодолеть расстояние около 10 000 километров вам понадобится около 85 дней, так что это еще и долгое путешествие. Если у вас есть в запасе время, то дерзайте. Никаких велосипедных дорожек и байк-отелей вы, на просторах нашей необъятной родины, конечно же, не найдёте, в этом то и суть. Если вы сомневаетесь, вспомните про того же русского пожарного Онисима Панкратова – человек три года копил на велосипед и объехал на нём за два года земной шар. На самом деле, всё не так страшно. Вам достаточно будет приобрести надёжный горный велосипед, экипировку и составить подробный маршрут с точками остановок, гостиницами, привалами и.т.д. Большинство путешественников для начала проезжают маршрут на автомобилях, чтобы разведать обстановку и, как правило, их путь пролегает вдоль Транссибирской магистрали. Бывалые заверяют, что в придорожных гостиницах даже есть интернет. Есть и вовсе экстремалы вроде Евгения Остапенко, который сознательно выбрал сложный маршрут, проходящий не по трассе, а по интересным ему местам, включая Среднюю Азию. Ехал он в два этапа, от Москвы до Абакана, а там, отдохнув пару месяцев, отправился во Владивосток. Его подробный дневник стоит почитать всем, кто хочет повторить подобное.
Великая альпийская дорога (Швейцария-Франция)
Этот туристический маршрут изобилует красотами Европы, ведь своё начало он берёт на берегу Женевского озера, в местечке Тонон-ле-Бен и заканчивается в Ментоне, на берегу Средиземного моря. Этот маршрут считается сложным, но зато – на дороге ограничено движение автомобилей и можно считать, что она служит исключительно для удовольствия туристов. На протяжении всего пути вы будете наблюдать смену полей, лугов, гор, густых лесов, озёр и бурных рек. Места и в правду поэтичные, довольно пустынные, а перед высот довольно резкий. Готовясь к путешествию, не перепутайте эту дорогу с одноимённой, которая находится в Австралии. По той, конечно, ездить тоже можно, но Альпы и заброшенные церквушки посреди лавандовых полей вы понаблюдаете только здесь. Номер дороги — D902. С октября по май высокогорные участки закрыты для езды – всё заносится снегом, в разгар лета тоже советуют не ехать – много туристов. Идеальное время для путешествия – сентябрь. Кстати неподалёку от Ментона расположена Ницца и если вы хотите отдохнуть от велопробега на Лазурном берегу, то это – ваш вариант. Но и здесь по всему городу расположены стоянки голубых велосипедов, которые можно брать в аренду. К слову, годовой прокат обойдётся вам в 25 евро при учёте залога за байк – в 150.
Железный занавес (Баренцево море – Чёрное море)
The Iron Curtain Trail – новая трасса, не до конца проработанная, но повторяющая старую линию пресловутого советского «железного занавеса», отделяющего Россию от Европы. Придуман маршрут исторически-иронично – немцами. На сайте EvroVelo его можно найти под номером EV13. Маршрут разбит на три части. Северная – это Норвегия, Финляндия, Прибалтика, Калининградская область и Польша с Германией, Немецкая – вдоль границы ФРГ с ГДР и Южная – от Чехии через Восточную Европу к Македонии, Греции и Турции. Протяжённость маршрута – около 7000 километров и вдоль всех дорог расставлены специальные знаки: голубой квадрат с 12 пятиконечными жёлтыми звёздами по кругу, внутри которого расположены буквы ICT (Iron Curtain Trail). Создатели идеи по превращению негативного образа прошлого в позитив, считают, что это путешествие не только повторяет исторически границы, но и способствует лучшему узнаванию истории, культуры и обычаев европейских стран. Заодно ознакомитесь с нравами европейской таможни, шутка ли – проехать около десятка стран за один маршрут.
Королевская дорога (Финляндия)
Старейший финский тракт и первый туристический маршрут страны. Проходит от норвежского Бергена до нашего Петербурга, так что можно считать этот маршрут вполне себе «нашим», учитывая, что Финляндия входила в состав Российской Империи, а значит, Королевская дорога видала и русских императоров. Построенная в 14 веке, дорога используется и сегодня, считаясь лучшим маршрутом для финляндских велопрогулок. Старинная дорога проходит по территории Швеции, Норвегии, Финляндии и России, финский участок зовётся «Королевская дорога в Южной Финляндии». На пути вам встретятся пасторальные картинки из жизни сельских финнов, рыбацкие деревушки и старинные церкви, развалины замков в Рассепори, музей Муми Троллей в Турку, крепость Свеаборг, кафедральный собор в Порвоо и многое другое. На пути можно встретить кемпинги или специально отведённые места для костров и палаток (на туристической карте они так и обозначены: палатка и костёр), где помимо жаровни можно даже найти туалет, дрова, пилу и навес с сидениями. Вообще Финляндия, и помимо Королевской дороги, имеет огромное количество велосипедных дорожек и удобных для велосипедистов трасс.
Крым
Просторы Крыма идеально подходят для велопутешествий. Здесь можно петлять по горному серпантину Бахчисарайского района, ехать по кромке песчаного пляжа на западном побережье и изучать восточный Крым с его обилием живописных бухт. Экстремально путешествовать позволит горный Крым. Территория пещерных городов на юго-западе полуострова связана между собой горными тропами. Таким образом, можно ехать не только по трассе. В бахчисарайском районе существует сеть вьючных троп, которые местные называют «ишачками». Специалисты велотуризма советуют использовать эти тропы для путешествий, ведь ослы и ишаки никогда не будут зря петлять по высотам, а проложат себе идеальный быстрый путь, так что воспользуйтесь этим древним секретом. В районе Балаклавы проходят соревнования по экстремальным горным спускам, если вам это интересно. Один из знаменитых недолгих маршрутов Крыма – Солнечная (царская) тропа. Длится она около 7 километров и соединяет собой царский дворец в Ливадии и имение «Ай-Тодор» в Гаспре. Раньше она создавалась для конных прогулок, теперь же здесь – пешеходы и велотуристы.
Великая океанская дорога (Австралия)
Настоящий символ Австралии после кенгуру и коал, живописный, впечатляющий 243-километровый путь вдоль юго-восточной части страны, проходящий от города Торки до Варнамбула, привлекает каждый год миллионы пеших, автомобильных путешественников и, конечно же, велотуристов. Для пешеходов вдоль дороги проложена тропа Great Ocean Walk. По всей трассе скорость движения ограничена, так что вы сможете спокойно наслаждаться видами отвесных скал, пустынь и океана, останавливаясь там, где вам заблагорассудится. Великая океанская дорога – это ещё и самый большой военный памятник – её строительство началось в период первой Мировой в память о погибших австралийцах. Вы проедете мимо национального парка Порт-Кемпбелл, знаменитых скальные образований «12 апостолов», мимо виноградников штата Виктория и деревушек местного населения – аборигенов Австралии. Этот континент легко можно назвать велосипедным, например, в Мельбурне легко можно найти автоматические пункты проката велосипедов всего за несколько долларов в час. Ездить разрешено по любым дорогам, включая автострады.