История колеса

Потрёпанное колёсико от вашей детской коляски советского образца дребезжит и трясёт вас, младенца, по гравию, рассыпанному по дорожке парка. Потом колесо покрупнее – это уже ваш первый трёхколёсный велосипед. Колесо катит вас вместе с другими двумя  такими же навстречу приключениям, подальше от дома, аж на соседнюю площадку. Потом колёса становятся всё больше и дороже, вот к ним уже понадобились качественные летние и зимние покрышки, обслуживание, деньги – это вам уже ближе к тридцатнику, у вас уже появился автомобиль…

Вы задумывались о том, сколько времени вы проводите не на своих двоих, а именно передвигаясь на колёсах?

 

Появление колеса

Человек склонен копировать и перенимать идеи у природы. Но никто никогда не узнает, кому и как пришло в голову выдумать колесо. Говорят, в природе нет колеса. Те же самые утверждают, что какие-то живые организмы, называемые жгутиковыми эукариотами используют его принцип. Но будем смотреть правде в глаза: вряд ли вы когда-нибудь встретитесь со жгутиковыми эукариотами, поэтому будем считать, что колёс в природе нет и это, к примеру, дар богов.  Несмотря на это, колесо – это что-то тёплое, что-то очень жизненное. Недаром во всех культурах оно – солярный символ, атрибут Юпитера, энергетическая чакра, коловрат, солнцеворот, образ смены сезонов, образ самой сансары, самой вселенной. Земной шар вертится, солнце всходит и заходит, а это значит, что у колеса просто не было шанса не появиться на свет.  Итак, придуманное бог весть когда и непонятно где (учёные всё больше склоняются к мысли, что придумано оно всё же на Западе, а не на Востоке, как считалось раньше) колесо становится неизменным спутником человека.  К началу нашей эры колесо уже занимало существенное место в жизни людей.

 

О существовании этого изобретения не знали, пожалуй, только отдельные племена Африки и Австралии. После того, как человек научился передвигаться на колёсах, перед ним открылись неизведанные доселе возможности. Теперь можно было покорить то, что было ему неподвластно – расстояние. И если раньше расстояние было препятствием, теперь можно было превратить его из изнурительного похода в легкомысленное путешествие. Родился новый вид человека – Человек Путешествующий.

 

Появление путешественника

Поначалу путешественник воспринимался, как избранный богом и отправляющийся навстречу опасности. В эпосе о Гильгамеше упоминаются жертвоприношения, которые проводились перед путешествием, чтобы оно было удачным. Несмотря на все опасности, которые были гораздо серьёзнее для наших предков, чем для наших современников, человек упорно стремился вперёд. Образ путешественника менялся так же, как сменялись эпохи, изобретались и трансформировались виды сопутствующего ему транспорта. Разнообразные виды повозок использовали египтяне, римляне, армия Чингис-хана и последующие цивилизации. Гунны и печенеги, хазары и даки, калмыцкие, венгерские, казахские, монгольские и киргизские кочевники покрывали повозку войлоком и оттуда наблюдали за сменой пейзажей и исторических эпох. Путешественник того времени еще не наслаждался дорогой, он просто так жил, перемещаясь с место на место для завоевания новых земель и в поисках плодородных земель для скота. Постепенно человечество встало на путь технического прогресса. Наступила эра карет и разнообразных повозок. Человек всё ещё решал свои хозяйственные нужды: перс смог отвозить абрикосы в соседний город на продажу, погрузив их в двухколёсную арбу, а где-нибудь в Московии мужик смог добираться из леса, где охотился, и довезти убитого медведя до дома на телеге. Но уже рождался новый сорт людей – путешественников на дальние расстояния.

 

Это уже был не просто романтичный пилигрим, а бунтарь, ищущий и жаждущий нового. Путешествия становились частью культуры, образом и метафорой. «Мы с тобой, что две оглобли у кибитки; когда поломается одна, быку не свезти кибитки; мы с тобой что два колеса у кибитки; сломайся одно, ей не двинуться» — задумчиво говорил Чингиз-хан Ван-хану Караитскому. Также путешественник взял манеру рефлексировать и записывать увиденное. Так появились путевые заметки, «хождения» и «странствия».

Постепенно границы стирались. И если раньше Русь в представлениях европейцев была «варварской пустынью», а весь остальной мир в глазах русских был поголовно «басурманами», то с появлением удобных средств передвижения, штампы рушились. Ходок за три моря Афанасий Никитин получил возможность добраться на различных транспортных средствах до Индии, чем крайне удивил своих современников, а авантюрная полячка Марина Мнишек смогла въехать в Москву на роскошной колеснице для того, чтобы стать русской царицей, познакомить россиян с вилкой и убедиться, что рассказы про медведей на улицах — это правда.  Обыватели всё ещё смотрели на путешественников, как на какую-то диковинку, очень часто с подозрением. Иногда эти подозрения оправдывались, ведь утомлённый ездок мог оказаться не просто путешественником, а, к примеру, авантюристом, подобно графу Калиостро, доехавшем на каретах из солнечной Италии до Российской Империи.

 

Появление дилижансов

дилижанс

Появление дилижансов

Постепенно путешественники захотели большего удобства. Люди, желающие сделать путешествие более комфортным, выдумывали всё новые и новые «фишки». Так, например, прародителем современного трейлера стала цыганская кибитка «вардо», удобный дом на колёсах. Цыгане, у которых даже на флаге изображено колесо, не могли не придумать подобного. В классических вардо встречались и печки, и загоны для птицы, и кровать, и много другого для жизни в дороге. С появлением в XVIII веке дилижансов — многоместных карет — возможности путешественников значительно расширялись. Индивидуализм отходил на второй план, а на первом оказывались технические возможности транспорта, который мог вместить всё больше и больше переезжающих. На Диком Западе с помощью дилижанса, внутри которого сидела семья золотоискателя, можно было застолбить выгодное местечко на Калифорнийской земле, а от Москвы до Петербурга можно было доехать всего за 5 суток. Правда внутри, к примеру, российских дилижансов царила ужасная теснота, замки не всегда выдерживали, дверцы открывались и порой путешественники выпадали на дорогу. Для удобства странников были открыты специальные мотели и таверны, где меняли лошадей и отдыхали. Появился, какой-никакой комфорт, люди смогли есть, спать, играть в триктрак, путешественник 18-х – 19-х столетий обзавёлся саквояжем и стал чаще наведываться в гости к отдалённо живущим родственникам. Несмотря на всё удобство, наше всё – Александр Сергеевич — недовольно ворчал в одном из писем к жене: «Дилижанс поспешал как черепаха, а иногда даже как рак». Для тех времён всё же это было очень удобно, однако приближалась эра железных дорог. В России она наступила в ноябре 1851 года, ознаменовавшись грохотом железного колеса, струёй пара и открытием железной дороги Петербург-Москва.

 

Появление железной дороги

Появление железной дороги

Появление железной дороги

Если средняя скорость лошади достигала не более 15 километров в час, то первый паровоз английского конструктора Стефенсона разгонялся до 46,8 километров в час. Такая скорость не могла не понравиться путешественникам, и железная дорога стала появляться во всех развитых странах мира. Путешествия вышли на новый уровень, правда в России они поначалу ограничивались лишь одним маршрутом. Время ускорялось и теперь, чтобы подумать о вечном, у путешественника из Петербурга в Москву было не пять суток, а одни. «Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю душу свою» — грустил Некрасов, трясясь в тамбуре, который тогда назывался «сени». Путешественник нового времени ездил всё дальше и дальше, и гораздо быстрее. Вид у него был слегка утомлённый – вагоны были сидячие, отапливались печкой и освещались газовыми горелками. Появилось деление на классы, самому низшему – третьему, достался зелёный цвет вагонов. Таким образом, «…молчали жёлтые и синие, в зелёных плакали и пели…», как писал Блок. Позже, к началу 20 века, путешественник на «чугунке» всё же обрастет комфортом – у него появится раскладная резиновая походная ванная и отдельное купе. Появляется Николаевская, Московско-Нижегородская и другие железнодорожные ветки. Человек не в силах остановиться, всё движется и движется вперёд, прорубает немыслимые по своей инженерной сложности тоннели сквозь сибирские скалы, вырубает амурские леса, чтобы добраться до следующей точки, чтобы во что бы то ни стало проложить свободный путь колесу. Начало ХХ века в нашей стране знаменуется открытием грандиозного замысла – Транссибирской магистрали, соединившей берег Тихого океана и Европу. Границы перестали пугать, путешествия становились всё масштабнее. Но колёсико часового механизма  приводило в действие стрелку часов, которая двигалась всё быстрее и быстрее, люди ещё в ужасе разбегались от приближающегося поезда с первого киносеанса братьев Люмьер в Париже, а на рельсы железной дороги наезжал уже запатентованный в Германии новенький самодвижущийся экипаж с бензиновым двигателем – автомобиль.

 

Появление автомобиля

 

Познавший запах бензина и дорожной пыли, путешественник начала века становился всё более мобильным. Теперь у него были замечательные незапотевающие авиаторские очки-консервы, спасающие от ветра, белые перчатки и кожаный шлем. Верх у машин был открытым, а значит автомобилист был открыт всем ветрам. Также у него обязательно должен был быть сигнальный рожок-клаксон, маслёнка, бидон для бензина, фары со свечными фонарями, дух авантюризма и изрядная доля оптимизма, ведь на автомобиле начала века нельзя было уехать далеко совсем уж без приключений.  Автомобилист стал предметом всевозможных карикатур. Так, например, на картинках нулевых годов прошлого века, он был облачён с головы до пят в непромокаемый плащ, шубу и очки поверх всего этого. Рядом стояла женщина в точно таком же белоснежном защитном одеянии и трогательным букетиком цветов. Подпись гласила, что автомобилист так предан своей машине, что даже для свадебной фотографии позирует готовым к путешествию. Путешествие стало символом богатства и достатка. Например, на Одесском автосалоне 1912 года цена за автомобиль составляла около 3-6 тысяч рублей. Автомобиль мог иметь состоятельный человек, а уж чтобы отправиться в дальнюю дорогу или поучаствовать в автопробеге, он должен был быть крайне состоятельным, чтобы оплатить жалование автомеханику и расходы на содержание авто. Открылась страница в истории гонок, автопробегов и скоростных рекордов. Автопутешественник ломал рессоры, бамперы и кости, разудало несясь по бездорожью (особенно в России, разумеется), но это нисколько не останавливало его.

 

Появление велосипеда и мотоцикла

Появление велосипеда и мотоцикла

Появление велосипеда и мотоцикла

Параллельно развивалась ветвь велосипедных путешествий и других видов транспорта. Эти вызывали ещё больше насмешек у пешего населения. Название «костотрясы» было дано велосипедам не зря – первые по началу, были выполнены из дерева и постоянно удивляли публику: то появлялся велосипед с гигантскими колёсами, то велосипед, на котором можно было ездить в лежачем положении, то ещё какой-нибудь. Потом выдумщик-человек придумал присоединить к велосипеду паровой двигатель. Первый мотоцикл, появившийся примерно в одно время с автомобилем, весил 70 килограммов и был испробован Вильгельмом Майбахом, который, согласно историческому анекдоту, прожёг себе штаны во время этой поездки и решил всё же сосредоточиться на конструировании автомобилей.¬¬

 

Новое время

Ездок становился совсем уж беспечным и одновременно мечтателем. Впереди была эпоха хиппи с их возрождением романтичных странствий без особой цели, культурой автостопа и культом дороги. Впереди было то неуловимое и необъяснимое, что постоянно манит за собой странника любого времени. Благодаря колесу, самые дерзкие мечты сбывались. В 1971 году индиец Ашок Кумар исполнил своё желание и отправился в кругосветку на своем мотоцикле и вернулся из нее через 16 лет, побывав в 150 странах мира. Горная вершина Музтаг в китайской провинции Синьцзян была покорена в 2000 году группой велосипедистов из Дании, которым вздумалось совершить самое высокогорное путешествие в мире. И таких примеров становилось каждый год всё больше и больше. Случались и забавные случаи. Известный баптистский священник Ханс Муликин добрался из Техаса до Вашингтона на коленях, защитив их металлическими пластинами, а к рукам привязав колёса. Выдумав самые разные транспортные средства, человек не останавливается и изобретает всё новые и новые средства передвижения. Путешественники нашего времени уже настроили свои звездолёты на Марс и другие планеты, запаслись яблочным пюре в тюбике и начищают защитное стекло скафандра до блеска. Но одно ясно точно: пока вертится, поскрипывая, потёртое колесо детского велосипеда — вертится колесо сансары, пока человек стоит ногами на земле — есть и дорога, есть и колесо, которое отвезёт его, куда бы он ни захотел. Потому что, судя по всему,  вся наша жизнь – это долгое, долгое и крайне интересное путешествие.

 

Женщина и колесо

Колесо беспечно катилось по миру, разрушая рамки привычного. Теперь путешественник отчасти обрел женское лицо, колесо лихо прокатилось по патриархальным устоям и на улицах стали появляться дамы на велосипедах и в шароварах, в автомобилях и кокетливых защитных очках, на роликовых коньках и в шляпке. «Я думаю, что велосипед сделал больше для эмансипации женщин, чем всё остальное вместе взятое. Он даёт женщинам ощущение свободы и независимости. Сердце моё наполняется радостью всякий раз, когда я вижу женщину на велосипеде… Это — зрелище свободной, неугнетённой женщины», — радовалась как дитя американская эмансипе Сюзанн Энтони, а в это время на нашей родине чеховский персонаж Беликов отказывался жениться на велосипедистке потому, что это «ужасно». Благодаря колесу разрушались границы и предрассудки. Например, в 30-е — 40-е годы националистические настроения в США были довольно сильными, особенно в южных штатах. Однако это не остановило афроамериканку Бесси Стрингфилд. Бесси обычно подбрасывала монетку над картой, чтобы решить, куда она поедет теперь на своём «Индиан Скаут».

 

Возможность кругосветных путешествий на колёсах

Таким образом, она  побывала в 48 штатах и 8 раз пересекала страну, за что получила почётный титул «Мотоциклетная королева Майями». Стоит заметить, что вторым водителем в мире стала именно женщина. Берта Бенц, супруга сами-наверное-поняли-кого, в 1888 году взяла без ведома мужа его автомобиль и отправилась со своими сыновьями из Мангейма в Пфоргцейм. В пути госпожа Бенц чистила бензиновый трубопровод своей заколкой, а её чулочная подвязка служила изоляцией в системе зажигания. Разразился скандал, а бизнес мужа пошёл в гору. Женщины одна за другой побеждали в автопробегах, велосипедных гонках и гонках по льду. Поначалу это были в основном жёны директоров автомобильных заводов. Так, к примеру, самые первые призы среди автомобилисток  получили госпожа Опель, супруга владельца фирмы «Опель» и госпожа Эргард, супруга директора завода Heinr Ehrhardt.

Постепенно человек стал осознавать, что теперь, с помощью колеса, он может не только легко и быстро добраться из точки А в точку Б, но и способен… обогнуть земной шар. Кругосветное путешествие пешком может занимать от 4 до 11 лет. В конце 19 века шахтёр Томас Стивенс из Колорадо взял свой велосипед, смену носков и рубашек, револьвер и отправился в кругосветное путешествие. Проехав через Америку, Англию, Францию, Германию, Австрию, Венгрию, Болгарию, Словению, Турцию, Армению, Курдистан, Иран и Ирак, Афганистан, Индию, Гонконг, Китай и Японию он, через два года, на пароходе из Йокогамы вернулся в Сан-Франциско. Примерно то же самое повторил казанский пожарный, позднее переквалифицировавшийся в военного летчика Анисим Панкратов в 1911 году, преодолев на велосипеде 50 тысяч километров и вернувшись домой через 2 года и 18 дней. Потом в ход пошли автомобили, и вот уже десятки путешественников то и дело огибали земной шар на том или ином виде транспорта за пару-тройку лет. Было ясно – мир уже никогда не  будет прежним.  Абсолютно любой: мужчина, женщина, ребёнок, старик — могли отправиться в путешествие и быть свободнее, чем когда-либо.

В 1900 году в Германии появилась карикатура на велосипедиста с подписью: «Нашему брату не позавидуешь. На дороге нужно быть осторожным, чтобы не наехать на битое стекло, чтоб не задавить пешехода или чтоб самому не попасть под автомобиль. А теперь, когда дирижабельное дело ушло так далеко, надо еще и вверх смотреть, чтобы убедиться, что на тебя не приземляется какой-нибудь воздухоплаватель». Колесо катилось, катилось, ускорялось и, наконец, взмыло ввысь. Но с покорением неба путешественник не изменил дороге, колесо не прекратило своего бега. Впереди были новые эпохи. Люди Путешествующие колебались то в сторону максимального комфорта, прорывая тоннели под океаном, чтобы добраться на поезде до другого конца суши, то в сторону совершенного отказа от какого-либо транспортного средства — становился модным пеший туризм.

Реклама Яндекс