Обзоры: самое интересное
Движущаяся вода – непростой объект для съемки. У водопадов случается бывать не так уж часто, поэтому стоит подготовиться. Разумеется, нужны штатив, нейтральный или поляризационный фильтр. Если штатив позабыли – обязательно обоприте камеру о перила, камень или ствол дерева. В крайнем случае, снимайте «старым казацким способом» – уперев руки в грудь и затаив дыхание.
Фильтры помогут избавиться от лишнего света в солнечный день, бликов от воды, да и защитят от брызг объектив. Имейте под рукой средство для протирки оптики. Но иногда это не помогает – вы попадаете в облако брызг и тумана. Тут не обойтись без чехла. Лучше всего, конечно, герметичный бокс для подводной съемки типа AquaPack, самый простой стоит около тысячи рублей. На крайней случай подойдет и пластиковый пакет. В нем нужно только прорезать дырки для ремней и объектива и уплотнить второе отверстие резинкой (женщины обычно стягивают ими волосы, так что можно позаимствовать). Наверное, такой совет покажется вам смешным, но иначе вы рискуете покинуть водопад вообще без фото, да еще испортить аппарат.
Вначале сделайте контрольный снимок в автоматическом режиме, убедившись, что вспышка отключена. Заметьте значение выдержки, которую камера установит сама. Скорее всего, экспозиция станет такова, что вода будет выглядеть застывшей. Контрольное фото поможет подобрать правильную выдержку.
Водопад – сложная натура, особенно для автозамера экспозиции, ошибки неизбежны. Снимаем, конечно, в ручном режиме. Переключаем камеру в режим приоритета выдержки. Экспериментируя, можно добиться прекрасных результатов. Каскады получатся эффектнее при длинной экспозиции – 1-2 секунды. Но на таких и более длинных выдержках вода может стать похожей на густой туман или молоко, так что увлекаться не стоит.
На коротких выдержках в 1/60–1/125 секунды фото водопада будет походить на естественную, реальную картинку. При 1/250–1/500 секунды объектив выхватит то, что невооруженным глазом не увидеть: отдельные капли, брызги, игру бликов.
Выбор времени дня для съемки очень важен. Если можно, лучше прийти к водопаду под вечер или ранним утром. Излишний, яркий свет не всегда хорош. Чтоб избежать пересвета (небо становится белым), надо установить низкую светочувствительность камеры, к примеру ISO 100 или ISO 80, тогда и «цифровой шум» снизится. Слегка пасмурный день, облачность иногда даже предпочтительней.
Если снимок все равно слишком яркий, установите режим приоритета диафрагмы и максимально закройте ее до f/22 или f/36. Это позволит добиться и глубины резкости, большая часть водопада будет в фокусе. Не пренебрегайте брекетингом – в этом режиме камера сама снимет несколько кадров с разной экспозицией. И тогда удастся избежать излишнего затемнения снимка, если на первый план попала ослепительно белая пенящаяся вода.
Внимательно осмотритесь вокруг. Интересны деревья, скалы, цветы, люди на фоне водопада, репортажные снимки. Попробуйте выстроить композицию, придумать мизансцену, привлекая хотя бы своих спутников. Не всегда нужно стремиться к «полному реализму». Не пугайтесь крупных планов. Вообще, старайтесь сделать как можно больше снимков у водопада – пленку ведь теперь экономить не надо, а получится ли еще раз вернуться сюда – неизвестно.
Если повезет, удается застать радугу, хотя над большими водопадами в солнечный день она висит почти постоянно.