Дорога 66 США

Актуальность: 10.03.2020

США: самое интересное

Да простят меня материалисты, но в мире существует только то, что отражено в культуре.  Американская дорога № 66 породила множество мифов и стала легендой.  Почему же?  Попробуем порассуждать.

До конца  19-го столетия Восточное и Западное побережья США были слабо связаны между собой. Дороги, которые шли с Запада на Восток назывались трейлы – многогранное понятие, которое можно перевести и как дорога, и как тропа, и как трудное испытание. 

Самые известные – Старый трейл до Санта Фе, Мормонский трейл, Калифорнийский… Скорее караванные пути, чем дороги.  Трейлы пересекали Дикий Запад  — край труднодоступный  и малоцивилизованный, место, где действовали и достигали успеха смелые и  свободные люди. В реальной жизни грубые скотоводы и бандиты, в мифическом пространстве американской мечты превращались в благородных ковбоев, пионеров запада, разведчиков, практически в античных героев. К началу двадцатого века материк пересекли железные дороги, они принесли закон и цивилизацию и убили старый  Дикий запад. Он превратился в унылую провинцию. Двадцатые годы двадцатого века. Автозаводы Детройта клепают армады машин, которые уже способны без поломок бегать на дальние дистанции.

Вид на дорогу 66

Трасса 66

Стране нужны машины, машинам нужны дороги. Дорога № 66 – первая автострада в США. В 1926 г она пересекла страну по диагонали – от промышленного Чикаго на Великих озерах, до Лос-Анжелеса на Тихоокеанском побережье. Дорога неожиданно стала символом свободы,  дух  Дикого Запада воплотился в ней. Отныне каждый человек  мог отправиться по ней самостоятельно или автостопом на другой конец страны в поисках лучшей жизни. Страна стала компактной.

Первое время на большей части «автострады» не было асфальта, просто 4000 км относительно ровной дороги, проходящей через степи, горные перевалы и пустыни. Вокруг  шоссе начала формироваться собственная цивилизация: заправки, мотели, закусочные-дайнеры, где водители грузовиков могли утолить голод огромными сэндвичами. Маленькие городки, сквозь которые прошла трасса, обрели новую жизнь

Дорога почти сразу нашла свое отражение в искусстве. В 1937 г. по ней дважды проехали Ильф и Петров, собирая материал для «Одноэтажной Америки». Свои впечатления они тщательно записали, но впрочем, вряд ли советская репортажная книжка оказала большое влияние на американское искусство. Для американцев первым был Джон Стейнбек и его знаменитый роман «Гроздья гнева» тридцать девятого года. Это яростный эпос, описывающий «коллективизацию по-американски», когда тысячи фермеров среднего Запада во время Великой депрессии под натиском банков были изгнаны со своих участков и были вынуждены скитаться по стране, чтобы не умереть с голоду.

«Федеральная дорога 66 — это путь беглецов, путь тех, кто спасается от пыли и обнищавшей земли, от грохота тракторов и  собственного обнищания, от медленного наступления пустыни на север, от сокрушительных ветров, дующих из Техаса, от наводнений, которые не только не обогащают  землю, но крадут у нее последние силы. От всего этого люди бегут, и на магистраль 66 их выносят притоки боковых шоссе, узкие проселки, изрезанные колеями дороги в полях. 66 — это главная трасса, это путь беглецов».  «…Беглецы со всех концов стекались на шоссе 66, машины шли то в одиночку, то целыми караванами. Они медленно катились по дороге с раннего утра и до позднего вечера, а ночью делали остановку у воды. Из допотопных прохудившихся радиаторов бил пар…». Читайте другие материалы по теме на сайте vectorme.ru

Ретро Автомобиль на ретро заправке

Ретро Автомобиль на ретро заправке

В 1940 г. дорога впервые отметилась в кино. Знаменитый режиссер Джон Форд, сделавший себе имя на вестернах, экранизировал те же «Гроздья гнева». Дорога в «Гроздьях» – символ ярости, безнадежности, но вместе с тем и надежды.

Расцвет реальной 66-й дороги пришелся 50-е и 60-е годы, когда у людей появились деньги и время для путешествий, когда в жизнь вступило послевоенное поколение бэби-бумеров, озабоченное жизненными исканиями. 66-я, «Главная улица Америки» как называют её американцы, снова стала символом свободы. В это время художественные фото, песни, кинофильмы воспевающие «мать всех дорог» появляются регулярно. Возникает даже новый киножанр: дорожные фильмы, роуд-муви, каждый из которых в какой-то степени памятник дороге 66, даже если действие происходит на неопределенной трассе. Всегда есть характерные узнаваемые признаки – пустое шоссе, пустынные пейзажи, скалы и стремление к загоризонтному счастью.

Дорога 66 в кино и песнях

Основоположник жанра — «Беспечный ездок» Денниса Хопера, первая номинация на Оскара молодого Джека Николсона. Особенно много фильмов было снято в семидесятые-восьмидесятые годы. Самых разных – от лирического «Человек дождя», социального «Конвоя»,  синефильского «Париж, Техас» до криминальных «Бонни и Клайда», «Тельмы и Луизы», и вплоть до  «Прирожденных убийц» или современного мультфильма «Ранго». А некоторые фильмы называются прямо и бесхитростно, например «Закусочная на шоссе 66».

Указатель на SANTA MONICA

Указатель на SANTA MONICA

Отметилась «мать всех дорог» и в музыке. Песню «Route 66» исполняли Чак Берри, Ролинг Стоунс, Депеш Мод.

Дорога 66 в наше время

Сейчас трассы 66 уже не существует. Её заменили широкие современные автострады-интерстейты, проложенные в обход городов. От легендарной дороги остались только мемориальные улицы в маленьких городках и заброшенные участки шоссе в пустынях. Официально дорога была закрыта в 1986 году. Времена меняются, меняются непрерывно. Под натиском сетевых забегаловок практически исчезли классические кафе-дайнеры. Почти не осталось старых мотелей, где можно было переночевать «за двадцатку» (в душевой кабинке такого мотеля маньяк закалывал блондинку в знаменитом фильме «Психо» Хичкока). Гостиничные сети извели простые мотели. Под давлением торговых монстров, типа «Вулмарта» хиреют маленькие американские городки.

Но, тем не менее, трасса 66 не исчезла. Она живет, хоть и не процветает. Выпускается символика и дорожные указатели, работают не менее десятка исторических музеев в разных штатах, энтузиастами создана ассоциация «Route 66», отдельные участки объявлены историческим наследием.

Более-менее продолжительные и интересные участки трассы находятся на Западе, в Аризоне и Нью-Мексико. Отличный живописный кусок дороги существует в пустыне Мохаве, на границе Калифорнии и Аризоны.

Современная скоростная дорога I-40 там делает петлю к югу, огибая Черные горы, а старая 66 идет напрямик, через перевал. Пустыня, заброшенная дорога, крутые петли серпантина – все, что нужно для романтического настроения.

На этом шоссе стоит город-призрак Oatman, памятник золотой лихорадке, бушевавшей в Черных горах в начале 20-го века. Большая часть жителей оставила город, когда в местных шахтах иссякло золото, задолго до кончины «Route 66». Брошенный город населяют дикие ослы и немногочисленные туристы. Действие мультфильма «Тачки» проходит как раз в этом Оатмане, и зарисован он весьма скрупулёзно. Дорога в горах довольно опасная, требует соблюдения осторожности.

Недалеко от Оатмана находится городок Кингман, перекресток дорог на Лас-Вегас и на восток, к Гранд-каньону. Это местный центр цивилизации, сосредоточение отелей, кафе и развлекательных заведений. Здесь старая трасса соединяется с I-40, но к востоку от городка она снова уходит на север от скоростного хайвея. На этом участке есть интересное место Хакберри Дженерал Стор (Hackberry General Store), что-то среднее между музеем и антикварным магазином. Большое собрание ржавых раритетных автомобилей, пустынных артефактов, дорожных указателей и прочих замечательных вещей. После посещения можно двигаться дальше к востоку еще несколько десятков миль, наслаждаясь заброшенной дорогой, пока она окончательно не сойдется с современной I-40 на полпути к городку Вильямсу.

Знак в городе на Легендарныю дорогу 66

Знак в городе на Легендарныю дорогу 66

По пути можно поразмышлять, возникает ли чувство приобщения к легенде, что именно его создает? Реальная лента шоссе или наши представления о ней?

Возможно это высшая форма развития, когда миф отделяется от материального носителя и начинает жить независимой жизнью.