Вьетнам: самое интересное
Крупнейший город Вьетнама и экономическая столица страны, развивающийся мегаполис с сохранившимися традициями и уникальной архитектурой — все город Хошимин.
Город был основан в 1698 году. С приходом французских колонизаторов в 1859 году стал административным центром колонии Кохинхина. В 1975 года город назывался Сайгоном, но позже был переименован.
В архитектурном облике города перемешалось множество традиций и стилей — это и индокитайский, и западноевропейский, и классический китайский, а также другие. За счет чего Хошимин впечатляет туристов своей архитектурой. В ней гармонично переплелись современность и историческая ценность. Например, в центре города находится собор Нотр-Дам де Сайгон, сохранившийся со времен французской колониальной эпохи.
После посещения этой достопримечательности гости города могут отправиться к дворцу Воссоединения (Губернаторский дворец), получивший название из-за событий 1975 года, когда дворец штурмовали.
Так как Вьетнам славится своими многочисленными пагодами, можно посетить самую крупную из них — буддистскую пагоду Винь—Нгьем. Строительство поддерживала Ассоциация японо-вьетнамской дружбы, поэтому возведена она в японском стиле.
Прогуливаясь по Хошимину, ты постоянно окунаешься в его суетную жизнь. Площади, парки, торговые центры, ряды рынка Бьен Тань – все это Хошимин. А если хочется отдохнуть, то можно присесть в кафе с чашечкой кофе и насладиться потрясающими пряными ароматами восточных специй, всяких вкусностей и дымом уличных жаровен.
Прекрасно провести время можно в парке развлечений Дам-Шеен, посмотреть маленькую копию пагоды Жак-Вьен, птичий сад, шоу кукол на воде, посетить Королевский сад Нам-Ту, аквапарк или спортивный центр. Также в Хошимине будет интересно посещение зоопарка и ботанического сада, ознакомление с редкостными породами деревьев и растений, птиц и зверей, жутковатыми пресмыкающимися.
Если приехать в Хошимин летом, то можно застать «Южный фруктовый фестиваль», проводящийся здесь каждый год. В это время можно разузнать много нового о самых экзотических фруктах, выращивающихся во Вьетнаме, а также купить любые сорта по очень демократичным ценам (скидки 20–40% по сравнению с рыночной стоимостью).
В зимний период туристы могут принять участие в праздновании католического Рождества и Нового года, которое отмечается с особым размахом. Так как эти праздники приходятся на сухой сезон, то количество туристов в эти дни значительно возрастает. В городе проводятся праздничные шествия, фейерверки, массовые танцы на улице и тому подобные фестивальные действа.
Климат Хошимина настраивает на круглогодичные туристические поездки. Температура воздуха летом достигает +35 градусов, а зимой не опускается ниже +22 градусов. По этой причине ежегодно сюда съезжаются тысячи туристов. К тому же развитая инфраструктура города позволяет принять такое большое количество гостей.
1. Пагода Жак Лам
В городе Хошимине находится одна из стариннейших и красивейших пагод Вьетнама. Благодаря этим двум факторам пагода Жак Лам была включена в список наследия ЮНЕСКО.
Это первый буддийский монастырь юга Вьетнама был построен в 1744 году (и по сей день ему удается сохранить свой статус).
И хоть храм находится далеко от центра города, это никак не мешает ежегодно принимать монахов со всего света для того, чтобы те имели возможность усовершенствовать свой уровень духовного развития в центре обучения буддийский канонов.
Главное здание было возведено на вершине холма, при строительстве использованы ценные породы древесины. Перед входом на территорию пагоды растет великое дерево Бодхи, подаренное знаменитым монахом из Шри-Ланки в 1953 году. В 1970 было принято решение построить сам храм, но вспыхнувшая война заставила отложить этот процесс. Лишь спустя 13 лет были завершены работы по возведению семиэтажного сооружения.
Пагода привлекает не только просвещенных монахов. Туристы всегда стремятся сюда для ознакомления с уникальным, каноническим культовым сооружением буддизма и национальным культурно-историческим памятником. На территории пагоды находится 118 деревянных, бронзовых и цементных статуй-архатов, миссия которых нести в мир духовные знания. Местные талантливые мастера смогли сотворить прекраснейшие скульптуры бодхисатв и Будды.
Конечно, главной достопримечательностью пагоды и ее гордостью считается керамическая ваза (столп) – олицетворение национального духа вьетнамского народа. Ежегодно настоятель пагоды во время согласия между небом и землей торжественно прикрепляет надписи с пожеланиями монахов к ширме у этого столпа духа наций.
На что посмотреть здесь еще? В первую очередь привлекают внимание огромные ворота, через которые посетители могут попасть к центральному зданию. Главным украшением ворот является их роспись. Местные умельцы смогли преобразить их при помощи изображений цветков лотоса, листьев стиракса и иных символизирующих местную культуру символов.
Старинные скульптуры, выполненные из бронзы, камня и дерева, рассказывают историю первых поселений во Вьетнаме. Всего здесь 118 оригинальных статуй, сделанных местными умельцами.
Каждый, кто ступит священную землю пагоды, обязан посетить основные залы. Благодаря им можно погрузиться в царящую здесь атмосферу и познакомиться с местными традициями:
- Первый зал (главный) украшен всевозможными настенными декорациями. В этом месте находится большая коллекция материалов, рассказывающих расскажут все о местной архитектуре и национальной истории;
- Обеденное помещение предназначено для приема пищи проживающих монахов в пагоде. Каждый желающий может разделить трапезу с монахами, но нужно иметь ввиду, что все блюда оригинальные и имеют специфический вкус;
- Третий зал — зал для проведения дхармы – священное место, куда пускают только в соответствующей одежде, купить которую можно на территории пагоды. Стоит она немного, но самое главное, что впечатления от проповеди останутся на всю жизнь.
Туристам запомнятся два водоема с черепашками и рыбками, расположенные во внутреннем дворе храма. В специальный бассейн посетители выпускают черепашек, которых можно приобрести здесь же, в небольшом магазинчике. По рассказам монахов, эта традиция зародилась более 100 лет назад. Таким образом приезжие проявляют уважение и могут попросить у Будды здоровья для себя и своей семьи.
2. Собор Сайгонской Богоматери
Нотр-Дам-де-Сайгон (Собор Сайгонской Богоматери) — главная католическая церковь города Хошимин (Сайгон). Найти это одно старейших зданий периода колониальной эпохи можно на площади Парижской Коммунны.
История церкви начинается в далеком 1863 году, когда адмирал Бонар решил, что Сайгон нуждается в большой, красивой католической церкви. Деревянная церковь была построена на берегу канала Чарнер (Kinh Lớn). Епископ Лефевр заложил первый камень для строительства церкви 28 марта 1863 года и через два года прихожане смогли посетить первую «Сайгонскую церковь». Правда спустя несколько лет деревянная церковь была повреждена термитами и все церковные службы пришлось проводить в гостевой комнате дворца французского губернатора (позже он превращен в семинарию, пока не был построен собор Парижской Богоматери).
По понятным причинам было принято решение строить каменное здание, которое прослужит прихожанам долгие годы. По такому случаю был объявлен конкурс на строительство новой церкви, величие и красота которой должна была в разы превосходить все местные храмы.
Ж. Бурар выиграл тендер и возглавил возведение храма. 7 октября 1877 года епископом И. Коломбером был торжественно заложен первый камень и началось строительство храма, которое длилось три года.
Все строительные материалы были доставлены из Франции. Стены собора построены из тулузского кирпича. И это было одним из лучших решений, так как даже спустя более 100 лет ему удалось сохранить свой насыщенный терракотовый цвет. Плитка была привезена из Марселя, а витражи из Шартра.
Открытие Собора Сайгонской Богоматери произошло в день Пасхи 11 апреля 1880 года. Спустя 15 лет к церкви были достроены две колокольни по 57,6 м в высоту.
Каждая из них имеет по шесть бронзовых колоколов, каждый из которой символизирует ноту, причем нота «фа» отсутствует. Пики башен украшают установленные кресты высотой 3,5 метров, шириной 2 метра и весом 600 кг.
В 1887 году между колокольнями на высоте 15 метров были подвешены часы, изготовленные в Швейцарии, весом в одну тонну.
Раньше перед собором стояла бронзовая статуя епископа Адрана, ведущего за правую руку принца Кана, но в 1945 году статую убрали, оставив фундамент. 16 февраля 1959 на этом месте была установлена мраморная статуя Богоматери Мира. Создал ее итальянский скульптор Сиочетти.
Эта четырехметровая фигура Богоматери держит в руках небольшой глобус (можно трактовать как символ распространения христианской веры) и наступает ногой на змею. Тем самым говоря, что добро над злом всегда обретет верх. У ног статуи находится ящик, в который прихожане могут положить молитвы.
Когда статуя была доставлена и установлена в Сайгоне, епископ Фам Ван Тьен вручил ей титул «Regina Pacis». После чего сам собор получил название «Нотр-Дам-де-Сайгон» или «Собор Сайгонской Богоматери».
Некоторые путешественник и эксперты считают, что на фоне многочисленных буддийских пагод собор выглядит очень скромно и не вызывает огромного интереса у туристов. Но его изящная простота внешнего оформления полностью компенсируется внутренним убранством. Здесь посетители могут увидеть шикарные витражи и арки, а также фрески с библейскими сюжетами, занимающие все пространство стен и потолка. Украшение собора является алтарь, расположенный в самом центре. Он выполнен из дорогого чистого белого мрамора и украшен резными статуями ангелов.
Попав на службу, счастливчики могут услышать хоровое пение и игру на церковном органе – одном из старейших инструментов Вьетнама, спроектированным особым образом: звучание хорошо слышно в любой части помещения, при этом звук не распространяется за пределы храма.
3. Музей военной истории
Музей военной истории входит в десятку самых популярных достопримечательностей не только Хошимина, но и всего Вьетнама. Он включен в список туристических маршрутов у всех турфирм. Поэтому ежегодно этот музей посещает десятки тысяч туристов.
Само открытие музея произошло в 1975 году, и изначально он носил название «Дом для показа военных преступлений США и их марионеток». Не трудно догадаться, что данный музей посвящен военным событиям тех времен. Конечно, позже название поменяли из-за либерализации страны и улучшения отношений с американцами, но местные жители помнят изначальное его наименование.
Музей поделен на восемь тематических разделов:
- Документы и фото (1 этаж). Этот зал представляет собой собрание печатных материалов, фотографий и документов. Посетители могут изучить выставку «Мир поддерживает Вьетнам в его сопротивлении», включающая в себя почти 150 артефактов и 100 документов. Неподалеку от этой выставки находится фотогалерея «Реквием» демонстрирующая полную коллекцию фотографий военного корреспондента Тима Пейджа. Здесь так же представлены фотоматериалы не только профессиональных фотографов, но и простых солдат, участвующих в тех страшных исторических событиях Вьетнама.
- Потери вьетнамской стороны (2 этаж). Не трудно догадаться, что этот зал посвящен зверским преступлениям американцев. Второй этаж поделен на две части:
Первая – «Жертвы «Агента оранж»» рассказывает и показывает об используемой ядовитой синтетической смеси дефолиантов и гербицидов, содержащей диоксин и его производные. В общей сложности за всю войну было использовано 77 миллионов литров реагентов, которые беспощадно выжигали тропические джунгли, где прятались вьетнамские партизаны. В результате этого воздействия многие виды животных, растений, птиц после этого опыления исчезли почти полностью. Сильно пострадали рептилии, рыбы, насекомые. Все это привело к экологической катастрофе. Воздействие этого ужаснейшего реагента не могло не отразиться и на местных жителей. Генетические мутации, онкозаболевания, жуткие уродства – все это последствия «химического СПИДа», который проявляется и в последующих поколениях. На фотографиях показаны обезображенные люди, в том числе дети, с деформированными частями тела, а то и вовсе без них, с новообразованиями на туловищах и головах.Вторая – «Агрессивные военные преступления» повествует о событии, которое вошло в историю Вьетнама, как «Резня в Согми». Американские солдаты получили приказ, что в деревне затаился противник и предстоит серьезная схватка. Но по факту в этот день простые жители трудились в полях, кормили детей, ждали мужей домой. Но вместо счастливого дня они получили зверскую расправу со стороны противника. Американские солдаты, стремясь подавить страну любой ценой, расправились со всеми, кого встретили по пути. Выволакивали людей из хижин и зверски уничтожали, а потом трупы сваливали в кучи. Последствия — 504 погибших. Среди них 89 мужчин, 182 женщины (среди которых 17 беременных), 173 ребенка и 60 стариков. - Потери американцев (3 этаж). В этом зале находятся экспонаты и артефакты, которые американские солдаты предоставили музею в знак сожаления об участии в этой страшной войне. Здесь можно увидеть военные награды ветеранов армии США, снимки разрушенных городов, сделанных военными фотографами, а также некоторые другие материалы.
- Американская военная техника. На этой открытой площадке находятся образцы бронетехники, авиации, инженерных машин, использовавшихся во время войны.
- Выставка боеприпасов. Здесь, в основном, представлены образцы вооружения американской стороны.
- Тигровые клетки – зал-доказательство особой жестокости. Эти клетки размером 2,7 х 1,5 х 3 метра предназначались для политзаключенных. Когда температура была высокой, в такую камеру сажали от пяти до четырнадцати человек, а во время холода там оставляли максимум двух пленников, которых приковывали к металлическому штырю. Прикоснуться к стенам клеткам было невозможно. Заключенным выдавалась вода в одной консервной банке, немного риса и сушеная рыба. И этого должно было хватить на всех и весь день.
- Гильотина (открытая площадка) — самый впечатляющий артефакт. Неподалеку от нее находится плетеная корзина для голов.Это страшнейшее орудие палача было привезено на эти земли в начале XX века. В дальнейшем она стала настоящим помощником по уничтожению местного населения и других колонизаторов.
- Временные экспозиции. Так как музей время от времени организует мероприятия с различными сопутствующими темами, например: культура, кухня, то посетители могут попасть на одну из таких выставок. К примеру, в кулинарных программах представлены блюда военного времени: тапиока, рисовый соус, бант-тет, банх-вуг и так далее. Здесь так же можно увидеть картины местных художников, которые посвящены военным событиям.
Так как война в этом музее продемонстрирована глазами пострадавших, то экспозиция оставляет у посетителей неизгладимое впечатление и даже шокирует. По словам многих туристов, это место не для слабонервных. Поэтому, готовясь к посещению музея, стоит быть готовым к шокирующим экспонатам и фотографиям.
4. Каодайский храм
Каодайская религия образовалась в 1920-е годы на территории Южного Вьетнама. Основал ее бывший глава французской администрации, который после выхода в отставку посвятил себя медитации и ушел в горы. Здесь он получил ряд божественных откровений от существа по имени Каодай и, таким образом, положил начало новой философии единства посланников Бога — от Христа и Мухаммеда до Юлия Цезаря и Владимира Ильича Ленина.
Во времена французского Индокитая сосуществовало множество культур, поэтому эта синкретическая религия быстро обрела сторонников. До 1980-х гг. каодай был во Вьетнаме под частичным запретом, в дальнейшем ограничения сняли. В это же время началось активное строительство каодайских храмов во Вьетнаме и западных странах.
Самым знаковым из них является храмовый комплекс Каодай — одно из крупнейших культовых сооружений религии каодай. Строительство храма началось в 1933 году и завершилось в 1955 году. Храм расположен на площади в 5600 квадратных метров, и имеет длину в 140 метров и ширину в 40 метров. Он состоит из 4 секторов, которые носят названия: «Tam Dai», «Hiep Thien Dai», «Cuu Trung Dai» и «Bat Quai Dai».
Интерес для туриста эта достопримечательность представляет за счет своего масштаба, необычному внешнему и внутреннему убранству, невероятно красочных церемоний, которые можно наблюдать ежедневно, несколько раз в день.
Архитектурный план напоминает классическую христианскую базилику с ее продольным нефом и двумя башнями-колокольнями, при этом их ярусы похожи на пагоды, а венчает сооружение традиционная китайская крыша с «загнутыми» краями.
В фасадной части храма есть несколько дверей: одни двери – для мужчин, другие – для женщин. Архитектура храма представлена множеством мелких очень красочных элементов. В центре окна представлен глаз в треугольнике с расходящимися лучами — это левый глаз Бога, «всевидящее око» — главный символ каодая.
Маленький зал украшен фресками с изображениями лидера китайской революции Сунь Ятсен, вьетнамского поэта-мистика Нгуен Бинь Кхием и французского поэта и писателя Виктора Гюго.
Верховный престол Каодай представляет собой прямоугольник, к которому ведет девять ступеней – символ девяти шагов к небесам. Справа и слева каждой ступени расположены колонны, овиваемые наикрасивейшими драконами – главный символ вьетов.
Особого внимания заслуживает и свод храма, представленного в виде неба.
В конце основного зала находится алтарь. Здесь в окружении восьми колон, также переплетённых драконами находится огромный звёздный шар, символизирующий Землю, ну и в центре, как и положено, «всевидящее око».
Над алтарём, под сводом храма изображены главные святые религии, их список очень интересен.
«Большой глаз следит за тобой» — такой слоган могли бы принять последователи религии каодай, чье название переводится с вьетнамского именно так — «большой глаз». Пантеистическая доктрина провозглашает внутреннее единство всех религий, а значит, нет особой разницы, кто провозглашает божественную истину.
В храмовом комплексе Каодай чтят Будду и Христа, Аллаха и Конфуция и даже Жанну д’Арк и Юлия Цезаря. Поэтому не стоит удивляться, когда в храме Каодай вы увидите статуи основателей пяти мировых религий — Лаоцзы, Мухаммеда, Христа, Будды и Конфуция.
Поэтому Каодай — современная религия, призванная к объединению всех мировых религий, отсюда и необычный список святых и синтез архитектурных элементов и одновременно и схожие и своеобразные религиозные обряды. В настоящее время Каодай широко распространён во Вьетнаме. По разным данным его исповедуют от двух до трех миллионов человек.
5. Здание Народного комитета
Изначально это здание предназначалось в качестве отеля. Над строительством здания задумались еще в 1871 году, правда строительные работы начались лишь в 1898, под руководством архитектора Гардеса. Оформлением изначально занимался художник Раффиер (Ruffier), но затем это дело поручили не менее талантливому мастеру – Бонне (Bonnet).
Торжественное открытие отеля «Де Вилль» состоялось в 1909 году. Позже оно считалось и городским советом, и мэрией Сайгона, но 30 апреля 1975 года, после окончания Вьетнамской войны, здание стало рабочим местом Народного комитета города Хошимина.
Здание расположено на участке площадью более 12 000 м2 и занимает 2 этажа и подвал, но при этом его высота сопоставима с 5-этажным домом. Ширина фасада Ho Chi Minh City Hall составляет около 200 метров. Он выполнен в итальянском и французском стилях – это выражается в наличии лепнины, барельефов, колонн и арочных окон. Крыша покрыта черепицей красноватого цвета.
Украшением здания являются три башни. Центральная — самая высокая башня с часами и вьетнамским флагом наверху, виднеется издалека. В верхней части находится колокольня, расположенная на пирамиде, точно на пьедестале. Башня украшена скульптурами людей и тигров. Их наличие свойственно архитектуре Ренессанса: в таком же стиле выполнено большинство европейских ратуш. По обе стороны от центральной башни расположены симметричные друг другу левая и правая башни, украшенные девушкой с мечом.
Внутри здания находится более 100 комнат с большими залами и широкими коридорами, а центральный зал для приемов может вместить в себя 800 человек. Интерьер выполнен в стиле необарокко, что является следствием влияния императора Наполеона III.
В начале прошлого века это была одна из самых грандиозных построек центральной части города. Сегодня же здание окружили современные высотки, поэтому выглядит оно совсем маленьким. Но тем не менее и туристы, и жители города постоянно стекаются сюда.
Неподалеку от здания Народного комитета находится мемориальный парк со статуей Хо Ши Мина – первого президента Демократической Республики Вьетнам. Он был лидером революционного движения, который всю свою жизнь посвятил борьбе за освобождение жителей Вьетнама. Хо Ши Мин – это не настоящее имя президента. На данный момент известно более 50 псевдонимов, а согласно разным источникам, их более 200. Дата и место рождения президента также до сих пор являются предметом споров. Но, несмотря на все тайны этого политика, он считался одним из самых влиятельных людей в мире.
Статуя сделана из медного сплава и достигает 7,2 м в высоту. Это работа скульптора Лама Куанг Ноя (Lâm Quang Nới). Всего на сооружение памятника было затрачено 7 миллиардов донгов.
Помимо памятника здесь также расположены цветочный сад, искусственные пруды, фонтаны, мемориал и небольшая площадь. Во время национальных праздников на этом месте разворачивают сцену, на которой выступают приглашенные артисты и устраивается лазерное шоу.
Раньше в парке был установлен памятник, спроектированный художником Нгуен Минь Чау (Nguyen Minh Chau). В скульптуре была запечатлена фигура президента с ребенком и книгой в руках. Таким образом художник хотел увековечить любовь президента к детям и показать его именно с этой стороны. Потому что Хо Ши Мин делал все ради блага будущего поколения.
Но в мае 2015 года, за два дня до 125-ого дня рождения Хо Ши Мина (17 числа), вместо старого памятника установили новый. Теперь президент стоя приветствует людей с поднятой вверх рукой. Считается, что памятник будет способствовать воспитанию молодого поколения как порядочных и уважающих свою страну людей.
Сегодня Народный комитет это одно из самых узнаваемых строений бывшего Сайгона. По-особенному волшебно здание выглядит ночью, подсвеченное сверкающими огнями. Также иногда на фасаде здания можно увидеть лазерную 3D-проекцию картин, цветов или флага Вьетнама.
6. Музей традиционной вьетнамской медицины
Музей традиционной вьетнамской медицины – это не самая известная достопримечательность, но, тем не менее, оно заслуживает особого внимания у туристов. Архитектура музея вобрала в себя особенности северных построек республики, домов бассейна Красной реки, зданий древней столицы Хюэ, а также Чамских башен.
Крыша музея украшена скульптурами ритуальных буддийских животных: драконов, единорогов, фигурами древних целителей и различными деревянными башенками. Для постройки здания использовались элементы из бамбука, каменные колонны с изречениями на вьетнамском языке. Дверные проемы, оконные рамы отделаны черным деревом и имеют свою особую историю. Их привезли из Ханоя еще в XIX веке, из дома, где более ста лет назад жила семья врачей.
Сам музей – это пятиэтажное здание, имеющее 18 выставочных залов, которые занимают площадь в 600 квадратных метров. Внутри музея все напоминает старый дом — перила и лестницы из черного дерева. Наверх можно подняться на лифте, отделанным и снаружи, и изнутри резным деревом. Удивительно, но просмотр начинается не с первого этажа, а с крыши. Сами залы благоухают ароматными травами. Лестничные спуски украшены картинами, изображающими целителей и процесс изготовления лекарств. А сами комнаты музея охраняют символы буддизма: слоны, единороги, птицы.
Каждый из 18 залов посвящен своей теме, мы расскажем о некоторых из них:
- История традиционной вьетнамской медицины направлена на знакомство с известными вьетнамскими целителями, их трудами и достижениями. На выставке представлены письменные документы, а также вещи, которыми пользовались древние лекари.
- Алтарь медицины это место, где находятся статуи основателей традиционной вьетнамской медицины — Туэ Тыня (XIV век) и Ле Хыу Чака (XVIII век). По обе стороны от скульптур на черном фоне золотыми буквами приведены изречения этих двух целителей.
- Доисторические инструменты. Уникальный зал, посвященный древнейшим медицинским артефактам. Здесь представлены каменные инструменты, которые применялись в процессе изготовления древних снадобий, емкости для хранения ингредиентов.
- Вьетнамские врачи рассказывает о врачах, живших в XIII – XVIII веках, но не простым способом, а с помощью языка живописи. Одни картины написаны на желтой пергаментной бумаге, другие вырезаны из дерева.
- Башня Чам заслуживает особого интереса. Это высокое сооружение возведено из красного кирпича, украшено остроугольной крышей и высоким узким входом и расположенное на крыше самого музея.
- Зал традиционной медицины Востока повествует не только о вьетнамских целителях и их достижениях, но и о традиционной медицине Китая и Кореи. Посетителям предоставляется возможность изучить всевозможные документы, плакаты и картины, изображающие лечебные растения и процесс приготовления лекарств.
- Древо традиционной вьетнамской медицины или родовое дерево Вьетнамской медицины – это изображение древа, ветви которого украшены именами целителей, которые являлись представителями традиционной медицины с XII по XX века.
- Лекарственные ингредиенты описывает и демонстрирует составы тех лекарств, которые готовили в те времена. Особо заинтересовавшиеся могут изучить коллекцию растений, которые росли и растет на этих землях.
- Аптека XIX века дает возможность телепортироваться в старейшую восточную аптеку. Счеты, аптекарские весы, многочисленные свертки, в том числе подвешенные где-то под потолком — все это аптечный мир той эпохи. Здесь можно не только почувствовать себя в позапрошлом столетии, но и преобразиться во вьетнамского аптекаря. Вам предложат надеть национальный костюм и сфотографироваться за прилавком.
- Кувшины для настоек. В музее представлено множество кувшинов. В них готовили настойки. Самые древние сосуды датируются I – III веками, а последние сделаны уже в XX веке
- Кинозал дает возможность после посещения музея немного перелаксировать и посмотреть небольшой документальный фильм о вьетнамской медицине. В зале 50 мест. Можно выбрать язык просмотра, в том числе и русский.
Музей традиционной вьетнамской медицины был построен в 2003 году, но торжественное открытие произошло в 2007-м. Основал ее доктор Ле Хак Там — председатель компании Fito Pharma. Благодаря его неравнодушию, активной деятельности и желанию, оповещения на весь мир о традиционной медицине этих краев, музей смог открыть свои двери для посетителей. Результат этих стараний: музей ежегодно принимает до 17 тысяч гостей из 35 стран мира. И с каждым годом популярность музея традиционной вьетнамской медицины только возрастает.
7. Тоннели Кучи
О тоннелях Кучи известно по всему миру. Они входят в десятку самых красивых подземных сооружений в мире, включены в топ-7 экзотических путешествий в Юго-Восточной Азии и занесены в Книгу рекордов Азии, как самые длинные подземные тоннели мира.
Первые тоннели появились в 1939 году. Тогда она были вырыты с целью обороны от французских колонизатоов. Изначально они представляли собой не очень глубокие ходы, где местные жители прятали оружие и продовольствия. И так как местные жители не владели никакими передовыми технологиями, им приходилось надеется только на себя и свое мастерство. В результате чего, последующие 15 лет они только модернизировали эти туннели.
Когда на вьетнамские земли ступила нога американского солдата, местные жители уже были готовы к партизанской войне. Да, у вьетнамцев не было того арсенала оружия, который был у противника, но у них был опыт в ведении партизанской войны. Поэтому система тоннелей Кучи только укреплялась и улучшалась.
За счет того, что латеритная глина в сезон дождей она становилась мягкой и податливой для формирования подземных ходов, у мастеров не возникало трудностей в копке туннелей (делали они с помощью мотыг и кирок). Так как этот природный материал позволял воздуху свободно проходить сквозь почву, то прочность и стабильность стен и потолков была стопроцентная. Растущие вокруг Кучи бамбуковые деревья создавали своими корнями особенно прочный каркас, который мог выдерживать вес танка.
Обилие растительности стало настоящим испытанием для американских солдат, потому что им было трудно определить входы в подземные лабиринты. К тому же, партизаны были настоящими мастерами в маскировке входов в тоннели. Они располагали их под загонами со скотом, прятали под густым покровом листьев в джунглях, выводили в реки. Лазы были такие маленькие, что обнаружить их было практически невозможно.
В общей сложности протяженность системы подземных ходов составляет около 250 километров, но туристам доступно всего лишь 50 км. Ширина туннелей меньше метра, поэтому людям с клаустрофобией быть здесь противопоказано.
В зависимости от целей и предназначения, туннели имели четыре уровня:
- Верхний уровень предназначался для ловушек, мест для стрелков и вентиляционных шахт;
- На втором уровне располагались полевая кухня и спальная камера.
- На третьем уровне находились станция помощи раненым, хранилище для оружия и продуктов питания. Здесь же проходил маршрут, соединяющийся с другими туннельными системами.
- Колодец для воды располагался на четвертом уровне. Он находился так глубоко, что воду в них невозможно было отравить.
Трудно представить, как в таких условиях могли помещаться живые люди. Но местным удалось организовать под землей штаб командующего, различные мастерские, продовольственные и оружейные склады и даже кинотеатр, в котором показывали поддерживающие моральный дух партизан фильмы.
Здесь все было продумано до мелочей. Для того, чтобы защитить солдат Вьетконга и гражданское население, все тоннели имели форму зигзага, с резкими поворотами в 60-120 градусов, многие лазы перекрывались задвижками и дверцами. Для «тоннельных крыс» были заготовлены засады, ловушки. Собаки-ищейки не могли найти входы, так как партизаны сбивали все следы перцем и одеждой американских солдат. Все эти меры предназначались для того, чтобы максимально осложнить жизнь американским пехотинцам.
Интересный факт: за время войны ни одна из предпринимаемых армией США мер не смогла помочь преодолеть сопротивление партизан Кучи!
Для туристических экскурсий доступны две зоны туннелей Кучи: Бен Динь и Бен Дуок. Первая пользует большей популярностью среди туристов. Из-за чего эта часть часто бывает переполнена посетителями. Неподалеку находится тир, где можно пострелять. Звуки выстрелов могут быть достаточно громкими.
Вторая часть туннелей под названием Бен Дуок находится примерно в тридцати минутах езды от города Хошимина. На его территории находится мемориальный храм мученика Бен Дука в окружении тихого сада.
Глядя на современные города Вьетнама, трудно поверить, что совсем недавно их разрывала чудовищная война. И крайне важнее сохранить напоминания о ней. Туннели Кучи являются ярким тому примером.
8. Пагода Винь-Нгьем
Пагода Винь-Нгьем – относительно новая, построена в семидесятые годы, в период так называемого «буддийского ренессанса». Тем не менее, она является одной из знаковых достопримечательностей города Хошимин.
Ее называют Сайгон, «Париж Востока», «Жемчужина Дальнего Востока», «сердце и душа Вьетнама», но это никак не влияет на тот факт, что пагода является самым большим сооружением города (2 тыс. кв. км), органично объединившее в себе традиции вьетнамской, европейской и китайской культур. Миссия храма заключается не только в духовности, но и в благотворительной деятельности, направленной на активное участи в жизни местного населения.
Так как в строительстве пагоды принимала участие Японско-Вьетнамская ассоциация, то ее присутствие отразилось в архитектуре – японская традиционность в сочетании с современными технологиями и материалами. Большинство строений выполнено из бетонных блоков, но такого качества и цвета, что производят впечатление гранита.
Самой высокой точки здания является сорокаметровая восьмиярусная башня-молельня. Она украшена горельефами Будды и колоколом из бронзы диаметром около двух метров. По другую сторону ворот находится башня поменьше, в ней размещены урны с прахом святейших. Главное здание – большое и приземистое. Пять тяжелых дверей ведут в первый зал святилища, где располагается главный алтарь: огромного роста Будда, сидящий среди учеников. Парадный зал, следующий за главным, посвящен богине милосердия Гуанинь.
На территории пагоды Винь-Нгьем размещается крупнейшая буддийская ассоциация Вьетнама. Это поспособствовало созданию большого количества построек, как хозяйственных, так и жилых на территории комплекса. Паломники со всего мира находят здесь приют во время трудного пути к святым местам.
На службах и обрядах, которые регулярно совершают буддийские монахи, разрешено присутствовать всем желающим абсолютно бесплатно. Но важно соблюдать некоторые правила: тело должно быть прикрыто одеждой, на головах женщин обязательно должен быть головной убор. На входе можно зажечь молитвенные благовония и поставить в большой чан. Этот ритуал символизирует победу света над тьмой.
Невзирая на молодость, пагода Винь-Нгьем своим неповторимым колоритом влечет к своим стенам многочисленных туристов. Для гостей есть сувенирный магазин, а на втором этаже одного из главных зданий располагается галерея работ местных художников.
Хошимин – это быстроразвивающийся мегаполис, сохранившийся в себе азиатский колорит. Возможно поэтому туристы, которые подумывают навестить Азию, стремятся приехать сюда и лично взглянуть на одну из визитных карточек города – пагоду Винь-Нгьем.
9. Кукольный театр на воде «Золотой дракон»
Хошимин (Сайгон), как ни один другой населенный пункт мира, менял имена, обличия и правителей, но ему удалось сохранить в самом сердце города уникальную достопримечательность – театр танцующих на воде марионеток.
Кукольный театр на воде «Золотой дракон» — одна из крупнейших водных сцен мира, повествующая о вьетнамских традициях и культурном наследии.
История этого театра берет свое начало в XI веке. В те далекие времена это было единственное развлечение для местных жителей, когда рисовые поля утопали в воде и в рабочем процессе делалась пауза. За многовековую историю кукольный театр на водной глади стал не только национальным достоянием, но и стал всемирноизвестным направлением азиатской культуры и возведен в ранг масштабного мероприятия.
Все куклы – это настоящее произведение искусства ручной работы. Марионеток сначала делают из дерева, позже их расписывают и покрывают лаком. Местные мастерицы шьют национальные костюмы для всех персонажей.
Удивительно, но несмотря на наличие современных технологий, вьетнамцы отдают дань традициям и организуют это шоу по старинке.Тематика спектаклей и их размах поражают. Может показаться, что посещать представления предпочитают дети, но на самом деле и взрослые обожают с любопытством наблюдать за действиями на сцене.
Чаще всего кукловоды затрагивают темы урожая, рыбной ловли и, конечно, любви. Все тематические спектакли сопровождаются танцами и звуками инструментов, которые созданы несколько веков назад: гонги, барабаны, бамбуковые флейты, цитры и скрипки.
За счет того, что музыканты расположены вокруг сцены, создается уникальная акустика на открытом пространстве. Этот национальный фольклор сопровождает выступление самих кукол. Некоторые сценки поставлены на юмористической основе, другие, наоборот, трогательные, романтичные и даже печальные. Актерам удается перенести зрителей в удивительный мир драконов и фантастических существ, погрузить в фольклор и традиции вьетнамского народа.
Уникальное шоу на воде – дань многовековым традициям. Его обязан посетить абсолютно каждый гость города лишь ради того, чтобы насладиться эстетикой и красотой данного мероприятия.
10. Центральное почтовое отделение
Гуляя по Хошимину, нужно обязательно посетить главное почтовое отделение. Главная почта является одной из лучших достопримечательностей города.
Поначалу может показаться, что это не главпочтамт, а железнодорожный вокзал. Это все из-за его необычной архитектуры, окруженной кованным забором. Украшением фасада здания являются большие часы. Вообще фасад почты настолько красив и органичен, что является идеальным фоном для фотографий туристов или молодоженов.
Здание почты построено в 1891 году французским архитектором. Благодаря французскому колониальному стилю и используемым светлым тонам помещение изнутри выглядит очень легким и воздушным. Металлические конструкции внутри, на которых держится весь остов здания, были сделаны по проекту знаменитого архитектора Эйфеля, создавшего проект Эйфелевой башни. Высокий арочный потолок поддерживает ряд стальных колонн. Роль дверей выполняют необычные узорчатые решетки. Изысканная мебель из красного дерева, декоративные фрески в азиатском стиле, кафельный пол, арочные окна и красивая лепнина на фасаде – все это завораживает и приковывает взгляд. Находясь в помещении, верится с трудом, что ты находишься в действующем отделении почты, а не в каком-то дворце.
Отдельного внимания достойны старинные, но функционирующие телефонные кабинки. Над ними установлены часы, показывающие время в разных странах. Семь первых кабинок используют для телефонных переговоров, в следующих пяти находятся банкоматы, где можно снять деньги. Последняя оборудована под тайный почтовый ящик.
Здесь всегда много посетителей, причем не только туристов, но и местных. Каждый желающий может отправить письмо или открытку, позвонить родным и поделиться впечатлениями от увиденного.