Христианство в Турции: православные храмы

Актуальность: 06.11.2024

1. Собор Святого Георгия (Стамбул)

Хоть Стамбул и является мусульманским городом, но именно здесь находится мировой духовный центр Православия – церковь Святого Георгия Победоносца. Это и не удивительно, ведь именно на этой земле зародилась новая вера.

Изначально этот храм являлся женским православным монастырем, но в 1610 году патриарх Матфей II (1598-1601) избрал собор Святого Георгия местом для своей резиденции. И вот уже более 400 лет здесь располагается резиденция Константинопольского Патриархата.

Церковь пережила несколько реставраций, в том числе после пожаров в 1720 и 1738 годах. В 1831 году на вратах забора церкви был повешен патриарх Григорий V за подстрекательство греков к восстанию в начале войны за независимость. В память об этом событии вход через этот проход закрыт и по сей день.

В начале 1990-х годов при Патриархе Варфоломее собор вновь был отремонтирован и украшен. Посетители церкви могут и сегодня стать его свидетелями.

Внешне храм выглядит очень скромно и неприметно. Чего нельзя сказать о внутреннем убранстве церкви Святого Георгия. В церкви много реликвий более раннего периода, чем дата ее постройки. Например, в золотом резном иконостасе находится мозаичная икона Пресвятой Богородицы «Всеблаженная» (Паммакариста), датируемая 11 веком. Это изображение Божьей Матери, держащей младенца Христа. Ранее она хранилась в древней патриаршей церкви Богородицы Паммакаристы. Вместе с ней была перенесена в собор Святого Георгия мозаичная икона святого Иоанна Крестителя, также датируемая 11в.

В левом приделе особого внимания заслуживает чудодейственная икона Панагии Фанеромени. Она покрыта золотом и серебром и датируется 14 веком.

По правую сторону от иконостаса находится главная святыня церкви — часть колонны бичевания с остатками кольца. Считается, что именно к этому кольцу был привязан Иисус Христос во время его избиения римскими солдатами перед распятием.

Вдоль стен церкви стоят саркофаги святых великомучениц царицы Феофании, Соломонии и Евфимии. В 2004 году в качестве дара Папы Римского в церкви Святого Георгия были торжественно установлены ковчеги с мощами Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Очень радует, что в церкви нет никаких специальных ограждений рядом со святынями. Ни решёток, ни бронированных стёкол. Колонну бичевания можно потрогать, а к старинным иконам подойти совсем близко.

2. Церковь Святого Стефана (Стамбул)

Церковь Святого Стефана – это уникальный храм, который в народе называют «железным». Такое негласное название он получил за счет своей особенности: он полностью сделан из чугуна. Несколько веков назад таких сооружений было много, но на сегодняшний день это единственная соборная железная церковь, принадлежащая православным христианам.

Еще одной его особенностью являет то, что это первое здание в Стамбуле, выполненное в стиле модерн.

Изначально церковь Святого Стефана была деревянной, но из-за нескольких пожаров было принято решение обезопасить здание. Изначально храм хотели построить из камня, но грунт в этом месте очень слабый. Было принято решение объявить архитектурный конкурс. Выиграл его Овсеп Азнавур, по проекту которого и построен храм, который мы можем видеть в режиме реального времени.

Он предложил использовать чугун в качестве строительного материала. Но так как грунт на месте расположения храма слабый, в конструкции использовали и обычное железо, для того, чтобы облегчить церковь. Строительство длилось несколько лет. Торжественное открытие произошло в 1898 году и освящено болгарским экзархом Иосифом.

Издалека может показаться, что это обычное каменное или бетонное здание в электрическом стиле. В действительности же кровля, купола, стены, все украшения на фасаде и даже внутреннее убранство храма выполнены из железа. Сам храм имеет форму крестообразной трехнерфной базилики, т. е. это крест из трех прямоугольных частей. Вверх на 40 метров вытягивается колокольня — примечательно, что ее колокола были отлиты в России в Ярославской области на фабрике Петра Оловяшникова.

Несмотря на то, что строительный материал выбран довольно грубый, церковь выглядит очень воздушно, элегантно и нежно. Добиться этого удалось за счет декорированного фасада: небольших куполов и крестов, орнаментов и колон с ажурными капетелями, голов ангелов. Сочетание элементов византийского стиля, неоготики и необарокко делает церковь необычной, не похожей ни на один храм, выполненный в одном из этих стилей.

Внутреннее убранство не менее красиво. Выполнено он в непривычном для Стамбула стиле модерн. В оконные проемы вставлены рамы витражные окнам с цветными стеклами. За счет этого в дневное время залы церкви окутаны синим, красным, фиолетовым оттенками. Все карнизы, ограждения, люстры и даже потолок окрашены сусальным золотом. Не отстает от них и иконостас. Изначально иконостас оформлялся в соответствии с католическими традициями, но затем было решено обратиться к русским мастерам. Практически все иконы написаны русским иконописцем Клавдием Лебедевым.

Попасть в церковь может каждый желающий. Благодаря тому, что в храме имеется второй этаж на службе одновременно может присутствовать более 300 человек. Территория церкви тоже заслуживает внимания. Здесь можно прогуляться по зеленой территории, отдохнуть под цветущими кустами и насладится видом на водную гладь.

3. Церковь Святого Вукола (Измир)

Церковь святого Вукола (Вуколоса), построенная в 19 веке, имеет уникальную историю. Считается, храм, посвященный святому Вуколу, в Кардице, был построен благодаря чуду. Грек по имени Константин Насиос увидел во сне неизвестного святого, который попросил восстановить его церковь в Смирне. Константин отправился в Смирну, чтобы встретиться с консулом Греции в Измери и обсудить это. К сожалению, Константин Насиос получил отказ, так как консул не был уверен, что правительство Турции поддержит их идею.

Это решение подтолкнуло Константина построить в Кардице, недалеко от своего дома, храм святого Вукола – первого епископа Смирны, который жил на заре христианства, в начале второго века нашей эры.

Она одна из немногих греческих православных церквей, переживших Великий пожар в Смирне 1922 года. Позже здание церкви использовалось как археологический музей, оперный зал, а потом (вплоть до 2009 года) и вовсе находилось в запустении и стало разрушаться.

Немногие знают, что храм сохранился. А ведь храм святого Вукола, епископа Смирнского, упоминается везде, как уникальный памятник архитектуры.

Сейчас, к сожалению, он используется не по прямому своему назначению. Здесь располагается культурный центр. Территория комплекса включается в себя музей прессы и мемориальный дом двух турецких женщин-модельеров, а самое красивое здание комплекса – церковь святого Вукола – является выставочным залом. Здесь посетители имеют уникальную возможностью прикоснуться к истории. Дело в том, что во время реставрационных работ было выявлено огромное количество фресок, которые датируются прошлыми столетиями и несут свою важную историческую значимость.

4. Храм Святого Пантелеймона (Стамбул)

В 1873 году, когда паломничество из России в Святую Землю и Афон стало массовым, в Стамбуле было возведено Подворье в честь святого Пантелеймона. Здесь находилась гостиницы, в которых после долго морского путешествия отдыхали паломники. 2 февраля 1879 года здесь построили храм Подворья cвятого Пантелеимона – великомученника и целителя.

В начале 20 века подворье помогало выжить многочисленным беженцам из советской России, большинство из которых были представителями интеллигенции и высших сословий, многие происходили из священнических семей. В 1960–1980-х годах службы в церкви святого Пантелеимона были нерегулярными, c 1995 года службы вновь совершаются по уставу.

Церковь Пантелеимонова подворья – это не русский православный храм в обычном понимании. Она занимает помещение на шестом, последнем этаже бывшего подворья, теперь уже жилого дома. Подъём осуществляется по довольно крутой винтовой лестнице. По пути следования размещены указатели на русском языке. Обитель открыта для всех желающих, самое главное – соблюдать правила посещения храма. Внутри церковь выглядит довольно скромно. Однако стены и потолок искусно разукрашены. Главная её достопримечательность – резной иконостас, состоящий из 2 ярусов работы афонских мастеров. Здесь хранятся две чудотворные иконы — написанный ы 1898 году на Афоне образ святого Пантелеймона и подаренная русской монахиней Митрофанией икона Владимирской Божией Матери, от которой в 1891 в Москве произошло чудо с монахиней Митрофанией: женщина была больна и узнала, что выздоровеет, если принесёт в дар икону в подворье св. Пантелеймона.

Церковь находится в одном из стамбульских районов–Бейоглу, в квартале Каракёй. Несмотря на необычный вид и небольшие размеры, храм очень уютный и оставляет приятное впечатление после его посещения.

5. Храм Живоносного Источника (Стамбул)

Действующий греческий православный храм Живоносного источника монастыря Балыклы – одна из жемчужин древнего Царьграда.

Миллионы паломников ежегодно приезжают сюда, чтобы лично увидеть это историческое религиозное строение, о целительных свойствах которых известно по всему миру.

Есть несколько версий появления храма. Первая легенда гласит, что храм был основан в V веке императором Львом I. Еще будучи простым воином к нему пришла Богородица и указала ему место Живоносного источника. По другой версии, рассказанной Прокопием Кесарийским, Юстиниан I, когда тот охотился, заметил выходившую из небольшой часовенки толпу людей. После этого он его повелел построить здесь храм, используя для строительства стройматериалы, оставшиеся после постройки собора Святой Софии.

Сам Живоносный источник (откуда и появилось одноименное название храма) стал известен благодаря своим чудодейственным свойствам. Согласно легенде, воин Лев на своем пути в Константинополь встретил слепого старца, который изнемогал от жажды. В поисках воды для него, Лев Маркелл, будущий император, услыхал голос самой Богородицы, которая указала ему на источник и велела накрыть гласа слепца тиной из него. После этого слепой прозрел. А простолюдин Лев через семь лет был избран на царствование своим войском. Корону на нового императора возложил сам патриарх Анатолий, чтобы придать легитимность признания императора. Тем самым новый повелитель Царьграда стал первым, кого церковь обвенчала на царствование.

После падения Константинополя в 1453 году, воины Османском империи разрушили храм. Но, несмотря на это, источник не переставал бить из него и помогать страждущим. Это и помогло в дальнейшем восстановить храм. Но и после этого он не единожды подвергался разрушениям и разорению. В последний раз он был разрушен в 1955 году при Стамбульских волнениях, после чего его вновь восстановили.

На территории царит удивительная атмосфера покоя и умиротворения. Во внутреннем дворике находится некрополь, в котором покоятся значимые для монастыря люди и некоторые патриархи Константинополя. Разнообразие памятников создает особую атмосферу вокруг, простые надгробия находятся рядом с богатыми резными бюстами. Надписи на них есть на латинице, греческом и русском языках. Во дворе имеется табличка с именами всех покоящихся здесь людей.

Сам Верхний храм Живоносного источника небольших размеров, но это очень уютно сооружение, обладающее неповторимой атмосферой чистоты и светлости. Внутреннее убранство довольно скромное. В правой части храма на южной стене ближе к иконостасу находится большая икона Благовещения. Сам беломраморный иконостас увенчан большим Распятием. По левую сторону от Царских врат можно увидеть икону «Живоносный Источник». К двухрядным позолоченным поручам под иконой подвешены серебряные подвески с изображением людей и различных частей тела.

Главная достопримечательность храма – святой источник, находится в западной части святилища. На стене над источником висит икона Божией Матери «Живоносный Источник». Сам же источник представляет собор небольшую пещерку с бассейном, находящийся на 2,5 метра ниже уровня моря. Пол бассейна покрыт мрамором, а сам источник подсвечивается с восточной стороны.

Перед источником стоит большая беломраморная чаша, покрытая плитой, наподобие той, которую изображают на иконе «Живоносный Источник». Эта конструкция по форме напоминает ванну на постаменте. Внизу к ней приделаны краники, открывая которые можно набрать воды.

По местному обычаю служащие храма заранее набирают воду в небольшие пластиковые бутылочки с выдавленным на них изображением иконы «Живоносный Источник». На чаше стоит металлический поднос с металлическими корцами для того, чтобы паломники могли выпить воды.

6. Церковь Святой Троицы (Стамбул)

Церковь святой Троицысамый крупный православный храм современного Стамбула. Некогда на этом месте располагалась больница и небольшая церквушка. Проект храма принадлежал греческому архитектору Кампанаки, строительство началось 13 августа 1876 года, в эпоху Османской империи. Спустя четыре года 14 сентября 1880 года храм освятил Патриарх Иоаким III в. в честь Святой Троицы.

Внутренне убранство храма достойно внимания прихожан. Мраморные барочные колонны с резными капителями, позолота плиток, лики святых и ангелов под куполом, дорогие и очень красивые фрески. За живопись отвечал художник Сакеллария Мегаклис. Благодаря лучам солнца, проникающим через круглые витражные окна, интерьеры большого зала церкви выглядят очень интересно. Такие проёмы, часто встречающиеся в готической архитектуре, называют окнами-розами

Из-за того, что церковь Святой Троицы была построена после отмены запрета на строительство купольных сооружений в Турции, она стала первым купольным храмом на территории Османской империи. Украшен великолепный купольный свод фресками с ликом Иисуса Христа, 12 апостолов и ангелов. Двенадцать окон, украшающих также купол храма, символизируют 12 апостолов. Помимо этого, здание церкви венчает две великолепные четырехэтажные колокольни. Особенно прекрасен иконостас, который благодаря падающего с купола свету, обретает удивительное сияние. Богатый иконостас расписан сценами из жизни Христа и здесь же находится икона Николая Чудотворца. Бытует мнение, что в убранстве церкви присутствуют иконы Византийского периода.

Внешний вид церкви Святой Троицы не менее прекрасен. В первую очередь обращаешь внимание на ее строгий неовизантийский фасад — дань уважения Константинополю, с нарядными элементами необарокко. Такие храмы с двумя колокольнями, куполами, стрельчатыми окнами-розами большая редкость в восточном османском Стамбуле. Несмотря на то, что святилище находится всего в двух минутах ходьбы от шумной улице Истикляль, она является островком спокойствия и умиротворения.

Дворик церкви великолепно ухожен, здесь зеленеет травка, и цветут великолепные розы. Двери церкви Святой Троицы открыты для всех желающих. Служба в церкви проходит каждый день с 15.30 до 16.00, в воскресенье с 9 утра до полудня. В дневное время приветливый смотритель с удовольствием откроет для Вас двери церкви.

7. Церковь Святой Ирины (Стабул, недействующая)

Одним из древнейших памятников Стамбула является христианская церковь Святой Ирины. Церковь Айя Ирини (Aya İrini) посвящена «Святому миру», а не святой Ирине, как многие полагают. Ее создание относят к 4 веку нашей эры, в период правления святого Императора Константина. В тот момент христианство только начало распространяться в Константинополе на государственном уровне. Тогда император призвал народ обратиться в эту религию, а церковь стала первой христианской базиликой в Константинополе.

Во время восстания Ники в 532 году святыню сожгли. Император Юстиниан Первый перестроил церковь и она получила вид куполообразной базилики. После землетрясения, произошедшего в 740 году, церковь сильно пострадала. Правящий на тот момент император Константин V велел реконструировать храм. В результате перестройки цилиндрических сводов галереи церковь стала крестово-купольной базиликой. В южном проходе можно увидеть следы растительных орнаментов среди плотных геометрических узоров. Проконнесские мраморные панели алтаря теперь встроены в пол под колоннами. Одна из этих панелей включает монограмму Константина V.

Мозаичное украшение апсиды, возможно, является самой примечательной особенностью собора Святой Ирины, так как это редкий образец иконоборческого искусства. В то время Константин V и сторонники иконоборчества отвергли использование фигурных образов в религиозном искусстве. Вместо изображений Богородицы и Младенца Христа или Христа Пантократора, которые в то время доминировали в убранствах византийских церквей, император заказал нефигуративную программу декора, сосредоточенную на почитании Животворящего Креста. В результате чего здесь нет изображений людей, но есть символы:

  • три окна символизируют Троицу в христианском мире.
  • синтрон — поднимающиеся амфитеатром сиденья для епископов символизирует гору Голгофу, где был распят Христос.
  • Золотой крест (он же Голгофский крест), выполненный в виде мозаики чёрными контурами по золотому. Края креста расширяются и украшены каплевидными окончаниями. Крест стоит на трехступенчатом пьедестале, как бы посреди всей земли. Несмотря на кажущуюся простоту, крест исполнен изумительно.

Культурный слой на месте Святой Ирины поднялся за полторы тысячи лет на целых 5 метров, потому, входя внутрь, нужно спуститься. Нижняя часть храма — это то, что осталось со времен Юсниниана. Верхние галереи относятся ко времени иконоборчества. Взятые из храма Афродиты, мраморные камни, колонны с капителями и монограммами Юстиниана и Феодоры являются поразительными реликвиями церкви.

Неподалеку от Собора находится небольшой сад. Прогулявшись по нему можно увидеть саркофаг. Считается, что это гробница Константина Великого, но так ли это и есть ли там останки до сих пор остается загадкой.

Очень жаль, что такое великое сооружение находиться в запустение. Ведь даже в тот период, когда церковь Святой Ирины находилась во дворе Османского дворца, она не была переделана в мечеть. Почему так произошло — ответа на этот вопрос до сих пор нет.