Народности и племена Намибии

Актуальность: 07.11.2024

Племена Намибии известны песнями и танцами, дружелюбием и гостеприимством.

Население Намибии распределено неравномерно: около 60% людей проживает в северных регионах, а южные и прибрежные районы почти не заселены. Население Намибии можно разделить (как минимум) на 11 этнических групп, самой большой из которых является народ овамбо. Как страна Намибия все еще пытается обрести национальную идентичность, но каждая из культурных групп страны имеет свое богатое наследие и традиции.

В Намибии есть нечто большее, чем видит большинство туристов, и это, безусловно, местные жители внутри сообщества.

Вот почему ни одна поездка в Намибию не будет полной без посещения племен.

Население Республики Намибия варьируется от охотников-собирателей, скотоводов и земледельцев до городского населения, состоящего из торговцев, государственных служащих, промышленников и людей самых разных профессий, принадлежащих к разным культурным и этническим группам.

 

Овамбо (The Owambo)

Это собирательное название группы племен северной Намибии и южной части Анголы. В середине 16 века эти племена, принадлежавшие к группе банту, двинулись на юг из района великих озер в Восточной Африке и поселились между реками Кунене и Окаванго. В настоящее время в северной Намибии насчитывается восемь племен этой группы с общей численностью около 700 000 человек, что составляет почти четверть населения страны. Как земледельцы, производящие в основном просо, и скотоводы, они дополняли свое натуральное хозяйство охотой, рыбной ловлей и сбором диких продуктов.

Кваньяма и ндонго являются самыми крупными племенами (приблизительно 36 и 27% соответственно), в то время как квамби, нганджера, мбаланху, квалуудхи, эунда и нколонкадхи являются более мелкими племенами. У них есть свои диалекты. Социальная организация овамбо является матрилинейной (дети принадлежат клану матери), хотя они меняют ее на патрилинейную. Должность вождя и здоровье мужчины наследуются его младшим братом или сыном сестры, а не его собственными детьми, так как они принадлежат семье матери. Племя традиционно возглавляет наследственный вождь, хотя большинство решений принимает совет старших вождей.

Поселение Овамбо (крааль или «эмбо») имеет круговое расположение домов с лабиринтными проходами, которые могут сбить с толку незнакомца или злого духа, но все они ведут к центральному месту встречи, «олупале». Здесь находится священный огонь («омулило гвошилонго»).

Традиции

Высшим существом Овамбо является Калунга. Ему не поклоняются активно, поскольку считается, что он в значительной степени не участвует в повседневных делах. Духи предков наиболее важны: те, что с востока, где восходят солнце и луна, полезны, а те, что с запада, опасны и злы. Их умиротворяют, соблюдая племенные традиции и узнавая духов через вмешательство «онганги», или прорицателя. Наиболее квалифицированными «онганга» являются «овапулики», которые являются экспертами в лекарственных травах, религиозных практиках, гадании и общении с добрыми и злыми духами. В течение прошлого века многие овамбо были обращены в христианство.

Высшим существом Овамбо является Калунга. Ему не поклоняются активно, поскольку считается, что он в значительной степени не участвует в повседневных делах. Духи предков наиболее важны: те, что с востока, где восходят солнце и луна, полезны, а те, что с запада, опасны и злы. Их умиротворяют, соблюдая племенные традиции и узнавая духов через вмешательство «онганги», или прорицателя. Наиболее квалифицированными «онганга» являются «овапулики», которые являются экспертами в лекарственных травах, религиозных практиках, гадании и общении с добрыми и злыми духами. В течение прошлого века многие овамбо были обращены в христианство.

 

Гереро (The Herero) — племена Намибии

Мигрировавшие в Намибию несколько столетий назад, гереро — скотоводческий народ. Они переехали в страну примерно в тот же период, что и Овамбо из Восточной Африки. Сегодня количество гереро в стране составляет около 100 000 человек.

Согласно легенде, гереро пришли из «страны гор». Два лидера гереро, Кату и его брат Нангомбе, решили разделиться. Кату отправился на север, а Нангомбе остался на территории современной Намибии, чтобы основать нацию гереро. Слово «гереро» может происходить от слова «окухера», что означает «бросить ассегай». Они были бесстрашной и любящей войну нацией. В 1904 г. они восстали против Германской империи с катастрофическими последствиями — было уничтожено около 75% населения гереро.

Гереро однозначно признают свое происхождение как от материнской, так и отцовской семей, в отличие от других групп коренных народов юга Африки. Религия и власть берутся по отцовской линии, экономика и наследование богатства передаются через клан матери.

Традиции

Гереро верят в Высшее существо по имени Омукуру («Великий») или Нджамби Карунга. Как и у химба, у них также есть священный ритуальный огонь, который символизирует жизнь, плодородие и процветание.

Большинство гереро обратились в христианство.

Церковь гереро, Орууано, сочетает христианскую догму с поклонением предкам и магическими практиками. Традиционно гереро — кочевые скотоводы.

Частной собственности на крупный рогатый скот нет, так как он принадлежит к роду материнского племени. Наследник должен разделить свое наследство с наследством брата и сыновьями младших сестер матери. Он также должен заботиться о женах и детях покойного. Эта система также меняется, и сегодня все больше детей наследуют скот от своего умершего отца.

Вождь гереро Осия Кутако стал национальным героем, когда обратился в ООН с петицией против незаконного присутствия Южной Африки в Намибии.

 

Дамара (The Damara) — племена Намибии

Общая численность населения дамара, одной из старейших культурных групп в стране, составляет около 90 000 человек. Они выращивают кукурузу и овощи, а животноводство играет важную роль в качестве источника дохода.

Территория на северо-востоке побережья площадью около 5 млн га с административным центром в Хориксасе была провозглашена Дамаралендом в 1973 году.

Сегодня это часть региона Эронго.

 

Каванго (The Kavango) — племена Намибии

Население народа каванго, близких родственников овамбо, составляет примерно 140 000 человек. Каванго состоит из пяти племен: квангали, шамбью, гчирику, мбунза и мбукушу. Каждое племя возглавляет вождь, которому помогают старосты. Как и большинство других групп в северной Намибии, южной Анголе и Замбии, социальная организация каванго основана на матрилинейной системе. Экономика Каванго основана на сочетании садоводства и животноводства.

Каванго, также происходящие из центральной части Восточной Африки, сначала поселились в Маши на реке Квандо, а затем двинулись дальше на запад в конце девятнадцатого века. В настоящее время они разделены на пять племенных групп, говорящих на четырех разных языках (руквангари, шишамбью, руджирику и тхимбукшу).

Каванго — это речной народ, живущий за счет сельского хозяйства, скотоводства, рыболовства и лицензированной охоты. Они славятся своей уникальной выразительной резьбой по дереву. Каванго имеют богатую и сложную систему верований и мифологию.

Карунга или Ньямби — это Высшее существо, а Солнце и луна помогают ему направлять и защищать людей. Звезды, ntungwedhi, — это светлячки Ньямби, tutemwesi, которые собираются в группы (Млечный Путь), чтобы давать больше света в безлунные ночи. Это общество все еще в значительной степени верит в магию, колдовство, поклонение предкам и злые силы Шадипиньи, злого слуги Ньямби. Злым силам не делаются никакие молитвы или подношения, так как это лишь обнажает слабости человека.

 

Химба (The Himba)

Древнее племя полукочевых скотоводов занимало область Кунене страны. Химба (родственники гереро) — необычный народ, который сопротивлялся переменам и сохранил свое уникальное культурное наследие. Их еще часто называют Овахимба (Ovahimba)

Химба были разорены угонщиками скота Нама в середине 1800-х годов, а затем были вынуждены стать охотниками-собирателями. Из-за этих событий их назвали тимба, производным от слова, означающего трубкозуба, животного, которое копает себе пищу. Многие химба бежали в Анголу, где их называли овахимба, что означает «нищие». Они ушли со своим лидером по имени Вита («война»). После Первой мировой войны он переселил свой народ в Каоколанд.

После этих событий Химба вели кочевой скотоводческий образ жизни. Но теперь им все больше приходится примирять традиционные устои с европейскими ценностями.

 

Племя Химба живет между Северной Намибией — в регионе Кунене и в Южной Анголе. Граница между двумя странами проходит по реке Кунене, и на всей территории расположено множество деревень Химба, в которых проживает около 50 000 человек.

Народ химба пережил геноцид в 1900-х годах от рук немецких войск, которые в то время контролировали их территории. Однако, современность справляется с уничтожением их уникальной культуры гораздо лучше немцев: в настоящее время культура Химба рискует быть полностью утраченной, поскольку все больше и больше молодых людей племени предпочитают покинуть медленную и отсталую деревенскую жизнь в пользу более современного образа жизни и перебираются в города.

 

Нама (The Nama) — племена Намибии

Нама имеют много общего с бушменами и являются единственными настоящими родственниками группы Кой-Кой в стране. У нама светлая кожа и маленькое изящное телосложение. Язык нама имеет общий язык с народом Дамара. Население Нама составляет примерно 90 000 человек.

Нама практикуют политику общинной собственности на землю. Музыка, поэзия и рассказывание историй очень важны в культуре нама, и многие истории передавались устно из поколения в поколение.

Один из величайших намибийских лидеров Хендрик Витбуи был лидером Нама, который героически преследовал немецких оккупантов со своей базы в горах Науклуфт и сыграл большую роль в истории первой освободительной борьбы Намибии.

100 намибийских долларов

Сегодня его с любовью вспоминают все слои населения Намибии, кроме того именно его портрет был изображен на всех банкнотах Намибии до 2012 года, в новой же серии намибийских долларов его изображение сохранено так же на всех номиналах, кроме купюр в 10 и 20 намибийских долларов.

 

Рехоботские бастеры (The Rehoboth Basters) — племена Намибии

Бастеры считают себя отдельным сообществом. Около 55 000 Рехоботских Бастеров живут в Намибии, они являются потомками Нама и голландских поселенцев. 

Первоначально они поселились недалеко от Вармбада на юге Намибии, но в 1880 году обосновались в районе Рехобота. Родным языком бастеров является африкаанс, язык, на котором они говорят со многими белыми намибийцами. Бастеры гордятся своим именем и историей, хотя слово «бастер» означает «ублюдок». Они чувствуют, что отличаются от других цветных из-за своей уникальной истории.

Большинство Бастеров по-прежнему живут в Рехобот-Гебиед (район), но многие работают в столице Виндхуке, где они часто работают в сфере строительства.

Топнаарс (The Topnaars)

Это группа людей Нама. В основном они жили на берегу реки Куисеб, а некоторые члены общины работали в Уолфиш-Бей.

 

Цветные (The Coloureds)

Сообщество цветных Намибии берет свое начало в Капской провинции Южной Африки. Это люди смешанной расы, которых в годы апартеида часто не принимала ни одна другая группа. Генетически они очень похожи на рехоботских бастеров, и оба говорят на африкаанс, хотя акцент и диалект различаются.

Большинство The Coloureds живут в городах и деревнях (в Виндхуке и Свакопмунде их проживает большое количество) они хорошо образованы и работают в самых разных отраслях, таких как образование и государственная служба, многие также работают рыбаками в Уолфиш-Бей.

 

Капривианцы (The Caprivians)

В полосе Каприви проживает около 66 000 человек. Племена, населяющие Каприви: Масубиа, Мафве, Майейи, Мбукушу и Матотела.

 

Бушмены (The San People (Bushmen))

Общая численность бушменов в Намибии составляет около 27 000 человек. Это охотники-собиратели занимают отдаленные районы на востоке страны и пустыню Калахари в Ботсване.

Сан (бушмены) составляют около 3% намибийцев. Они принадлежат к племенам Наро, Кхоэ/Мбараквенго, Хейком, /Ауни и /Ну-кен.

Древнейшие рисунки Сан свидетельствуют о том, что эти охотники-собиратели бродили по Южной Африке более 25 000 лет назад. Все картины Сан по всей Африке похожи по стилю, хотя языки и диалекты различаются. Этот общий стиль существовал у народа сан в Намибии, в Дракенсберге в Южной Африке и в Ботсване.

Гармония с природой

Сан жили в полной гармонии с природой. В отсутствие политической или унаследованной иерархии власти каждый член общества поровну делил ресурсы и обязанности. Совместное использование было и остается в некоторых областях самым основным принципом жизни. Собственность и богатство были ненужными и вредными понятиями.

Тот факт, что ничто никогда не пропадало даром, обеспечил выживание сан как кочевников и охотников в чрезвычайно суровых условиях южноафриканских пустынь, таких как Намиб и Калахари. От добытого животного всё шло в ход: от кожи до костей, от мяса до желудка, который использовался для изготовления водонепроницаемых сумок. Для охоты они использовали яд жука диамфидии, который обладает гемотоксическим ядом, медленно атакующим кровяные тельца животных. В некоторых же регионах яд собирали с кустов молочайных и бемиановых деревьев.

 

Тсваны (The Tswanas) — племена Намибии

С населением около 6 000 человек это самая маленькая культурная группа в стране. Большинство тсвана живут в районе Гобабис в Намибии.